9+

В последнее время появляются модернизации советских танков,  в которых в той или иной степени исправляются их врожденные недостатки. Позволяя доводить их до уровня современных ОБТ. Над этим работают и в России, но некоторые из изъянов не смогли поправить вплоть до наших дней. В чём причина? Что удалось сделать харьковским танкостроителям и не удалось российским?

Мобильность.

Одна из главных проблем танков советской школы заключается не в подвижности в целом, а лишь в одном из её аспектов. Речь идёт о скорости заднего хода. Это ахиллесова пята практически всех танков семейства Т-64 и Т-72. Но почему эта проблема не устранена за 56 лет существования танков с бортовыми коробками передач?

История возникновения.

Одно из основных требований при создании Т-64 – масса, не превышающая придел в 35-37 тонн при отличной защите, вооружении и мобильности. Приняли решение максимально уменьшить размеры танка. Итогом стал невероятно малый объём моторно-трансмиссионного отделения, который позволял разместить новый оппозитный двигатель, но для трансмиссии места практически не оставалось.

Выход из ситуации нашли. Инженеры разработали две независимых коробки планетарного типа. Они управлялись с помощью бортовых фрикционов и рычагов водителя, позволяя плавно поворачивать боевую машину. Но решение оказалось компромиссом… При создании бортовых коробок удалось снизить потери мощности от двигателя к движителю, создать достаточное количество передач для переднего хода, но для заднего не хватало пространства ни в самом корпусе бортовой коробки, ни внутри корпуса танка в целом. С другой стороны, к скорости заднего хода не было особых требований и она рассматривалась исключительно как транспортная характеристика. Причём как инженерами, так и военными.

Чем же скорость заднего хода может быть полезной? Во-первых – отступление. Да – водитель не видит, куда он отступает, но эту проблему решают камерами заднего вида. Сейчас камерами заднего вида уже вряд ли можно кого либо удивить. Когда машина не поворачивается к врагу «спиной», шанс уничтожения значительно меньше. Во-вторых – скорость заднего хода важна при быстрой смене позиции. Обладая высокой скоростью заднего хода, танк, может выехать из-за укрытия, произвести выстрел и не дожидаясь «ответки» противника быстро закатиться обратно. Либо обнаружив опасность, например, облучение лазером системы управления ПТРК, поставить дым и откатиться на несколько десятков метров назад, таким образом выйдя из зоны поражения.

Как проблему решили в Харькове?

Начнём с того, что скорость заднего хода улучшили на машинах производных Т-80. Это Т-84У и БМ «Оплот». Их скорость заднего хода с бортовыми коробками советской конструкции достигает 11 километров в час, а после доработки – 33-36 км\ч.

Этого удалось добиться благодаря серьезным изменениям в компоновке бортовой коробки передач и изменениям в корме корпуса для более удобного ее размещения.

В России этого до сих пор не делают. Поэтому, Т-72 и  его производные, которые до сих пор являются основными танками армии РФ, имеют скорость заднего хода на уровне пешехода (4-5 км/ч) Возможно это связанно с тяжелым экономическим положением в стране, когда денег осталось всего на несколько модернизированных машин, предназначенных исключительно для показов на парадах, на новые разработки средств просто нет.  Стоит сказать, что попытки разработки новой трансмиссии все же были, но новый агрегат получился крайне ненадежным и не смог пройти даже стендовых испытаний. Короче говоря, для реализации высокой скоростью заднего хода нужна новая, полноценная трансмиссия, которая при имеющемся двигателе просто не влезет в корпус Т-72. С другой стороны, в Китае смогли решить и эту проблему. Их Type 96 и Type 99 имеют копии немецкого мотора MB 838 – 10-ти цилиндрового дизеля, который имея значительно меньшие габариты и более совершенную трансмиссию свободно размещается в МТО сравнимым по объему с МТО танков серии Т-72.

Источник:https://zen.yandex.ru/vartehnologe

9+

от admin