Начиная с первой половины 1990-х годов, итальянская компания «Aermacchi» и российское ОКБ им. А. С. Яковлева вместе работали над проектом создания нового реактивного учебного самолета Як/АЕМ-130, однако в конечном итоге сотрудничество было прекращено, и компании продолжили работу над самолетом самостоятельно. Российский самолет Як-130 совершил первый полет в 1996 году, а вот на вооружение ВВС РФ(тогда они еще не назывались «межгалактическими» воздушно-космическими силами, а носили более «человеческое» название) он был принят аж через 13 лет в 2009 году. Итальянская компания «Alenia Aermacchi» продолжила работы по созданию собственного учебно-тренировочного самолета, конструктивно во многом схожего с Як-130( внешне их можно быстро отличить по наличию у итальянского самолета вертикальных аэродинамических гребней на наплывах крыла, на Як-130 их нет), но полностью оснащенного западными системами, авионикой и вооружением. Позже была разработана и учебно-боевая модификация самолета.
Основное предназначение М-346 — подготовка пилотов для современных реактивных боевых самолетов, поэтому М-346 оснащен соответствующими органами управления и обладает высокой маневренностью. Силовая установка включает два двухконтурных турбореактивных двигателя Honeywell/ITEC F124-GA-200 производства компании «Fiat Avio». Каждый из двигателей развивает тягу 27,80 кН, что дает возможность развивать максимальную скорость до М=1,2. Двухдвигательная силовая установка обеспечивает самолету хорошую тяговооружённость, а также повышает надежность эксплуатации и живучесть машины. Двигатель оснащен системой FADEC, органы управления скомпонованы по принципу HOTAS, а система управления самолетом имеет четырехкратное резервирование.
Одной из основных особенностей М-346 является встроенная система имитации тактической обстановки ETTS (Embedded Tactical Training Simulation), которая является структурной частью интегрированной системы подготовки (Integrated Training System) и позволяет для обучения пилотов на М-346 имитировать различные сценарии тактической обстановки (с применением цифровой карты, на которой обозначаются угрозы и цели, расположение своих сил и пр.), а также использовать различные авионику и вооружение.
С самого начала М-346 создавался не только как учебно-тренировочный, но и как учебно-боевой самолет, способный решать задачи штурмовки наземных и перехвата отдельных воздушных целей, а также бороться с кораблями противника и обеспечивать объектовую ПВО. В данном варианте он может нести на девяти внешних узлах подвеску массой до 2994 кг: УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», УАБ/КАБ, обычные бомбы семейства Мк 80, блоки НАР и пушечные контейнеры.
Первый опытный М-346 был облетан 15 июля 2004 года, а второй — в мае 2005 года. В процессе доводки самолета в его конструкцию вносились изменения: воздухозаборники были доработаны, шасси — модифицировано, для снижения массы машины применены новые конструкционные материалы. В июне 2008 года был облетан третий прототип, а в июне 2009 года стартовый заказ разместили ВВС Италии. Цена самолета составляет около 20 миллионов долларов США.
ЛТХ:
| Размах крыла, м | 9.72 |
| Длина самолета,м | 11.49 |
| Высота самолета,м | 4.76 |
| Площадь крыла,м2 | 23.52 |
| Масса, кг | |
| пустого самолета | 4627 |
| нормальная взлетная | 7400 |
| максимальная взлетная | 10200 |
| топлива | 1950 |
| Тип двигателя | 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200 |
| Тяга, кгс | 2 х 2835 |
| Максимальная скорость, км/ч | |
| на высоте | 1084 |
| у земли | 1060 |
| Практическая дальность, км | |
| нормальная | 1980 |
| с двумя ПТБ | 2720 |
| Максимальная скороподъемность, м/мин | 6705 |
| Практический потолок, м | 13700 |
| Макс. эксплуатационная перегрузка | 8 |
| Экипаж, чел | 2 |
| Вооружение: | боевая нагрузка -3000 кг на 5 узлах подвески Возможна подвеска: 3 580-л ПТБ различные комбинации бомб — Mk.82, Mk.83, Mk.84, GBU-12, GBU-16, Mk. 20 Rockeye, BL-755, Durandal, ПУ 70 и 80-мм НУР, УР воздух-воздух AIM -9L/M Sidewinder УР воздух-земля AGM-65 Maveric, Brimstone ПКР Marte Mk-2A, контейнер DEFA с 30-мм пушкой, фотоконтенер Vicon 18, контейнер РЭБ ELT 555 |
Источники:
http://www.airwar.ru/enc/attack/m346.html
de Agostini. Мировая Авиация. Alenia/Aermacchi M346 Master
Aerei Italiani — Scheda Tecnica. Aermacchi M.346
Airforce Technology. Airforce Technology. M-346 Advanced Fighter Trainer
AirInternational. M.Mirto, L. La Cavera. The Italian Master
Flight International. Aermacchi M-346








