80 лет назад, 16 сентября 1944 года, на закате Второй мировой войны, с аэродрома Летно-испытательного института в городе Жуковский, который тогда назывался поселком Стаханово, впервые поднялся в воздух прототип истребителя И-224, разработанного в КБ Микояна и Гуревича.
Максимальная скорость тоже не вызывала претензий — 693 км/ч. Кроме того самолет был оснащен отапливаемой гермокабиной, позволявшей пилоту чувствовать себя комфортно на больших высотах. Однако все достоинства обнуляла ненадежная работа двигателя АМ-39ФБ и турбокомпрессора ТК-300Б, благодаря которому достигалась требуемая высота полета.
Уже в декабре из-за отказа силовой установки прототип потерпел аварию, а вскоре, после ремонта, мотор снова пришлось менять. Турбокомпрессор тоже постоянно преподносил сюрпризы, будучи подвержен помпажу и разрушительным вибрациям. Эту проблему удалось решить лишь в начале 1946 года, когда на смену поршневым истребителям уже шли реактивные машины, а моральная устарелость И-224 становилась все более очевидной.
Тем не менее, в 1946-м на самолете решили в очередной раз поменять движок, установив вместо 1800-сильного АМ-39 более мощный 2000-сильный АМ-44 с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Однако АМ-44, пока что, существовал лишь в виде опытного образца, а когда его испытают и доведут «до ума», никто не знал (впоследствии оказалось, что никогда).
В бесплодном ожидании мотора прошло еще более полугода, а в конце ноября 1946-го вышло постановление о закрытии программы И-224, поскольку продолжать разрабатывать поршневой истребитель, да еще и с неясными перспективами, когда уже во-всю летали реактивные, «наверху» сочли бессмысленным.




