2+

Стальной шлем образца 1936-года СШ-36 или каска «халхинголка», или «хасанка» была принята на вооружение РККА в 1936 году. Иногда каску называют «Ушастой». По легенде сам С.М. Будённый повлиял на ее дизайна: для защиты бойца от сабель предусматривались широкие ушные поля, отводящие удар в сторону.

Первое боевое крещение СШ-36 получила в Испании, где в 1936-1939 была гражданская война. В Испанию каски поставляли в качестве военной помощи республиканцам. Затем в 1938 году на Дальнем Востоке на озере Хасан, когда японские войска решили занять сопку Заозерная в 150 км от Владивостока.

После поражения на озере Хасан, японские войска решили «отжать» часть территории у Монголии, на которую уже имел виды Союз. Так летом 1939 года японские войска при поддержке танков и самолетов вошли на территорию Монголии на 40 км. Так началась четырех месячная полномасштабная война за «советскую» Монголию.

С обеих сторон в военном в конфликте участвовало более 100 000 солдат. Японцы потерпели поражение. А название «Халхинголка», на ровне с названием «Хасанка»  закрепилось за каской СШ-36 именно во время этой войны, когда все советские войска были одеты в СШ-36 в приграничном районе реки Халхин-Гола.

После боевого крещения в районе реки Халхин-Гола СШ-36 пришлось испытать на себе финские морозы во время Зимней войны.

«Халхинголка» была основной каской до начала Второй мировой войны и должна была заменить устаревшие каски Адриана М1916 и Sohlberg M17.
СШ-36 стал первым отечественным шлемом, который стали массово производить для нужд армии. Шлем изготавливался из стали толщиной 1,1мм и висли 1200-1300 грамм. Вес зависел от размера, было 4 размера каски и 8 размеров подшлемников (от 53 до 60). Подшлемник был позаимствован у шлема Шварца М-30, который не был принят на вооружение. Подшлемник изготавливался из ткани с регулировочным шнурком. Внутри подшлемника располагались алюминиевые полосы, которые выполняли амортизационные функции и обеспечивали дополнительную вентиляцию. С помощи трех заклепок происходило крепление каски к подшлемнику в районе алюминиевой ленты. Подбородочный ремень для каски изготавливали из кожи или ткани, а их длина регулировался с помощи квадратных пряжек. На верху каски имеется небольшой гребень, под которым находится вентиляционное отверстие. СШ-36  окрашивали в темно-зеленый цвет.

После практического использования во время боевых действий СШ-36 выяснилось, что широкие поля для защиты от сабли на которых настоял С.М. Буденный создавали эффект «паруса» и во время ветра они создавали сильный шум отвлекавший бойца и мешавший ему ориентироваться на звук, помимо этого,  козырек на СШ-36 ухудшал обзор. Так же защитные свойства шлема от пуль и осколков оставляли желать лучшего.
СШ-36 «Халхинголка» продолжала находится на снабжении дальневосточной группы войск в течении всей Второй мировой войны и окончила свой боевой путь в сентябре 1945 года с капитуляцией японской армии.

Источник:https://war-time.ru/

2+

от admin