3+

Проектирование самолета получившего название С (Спарка)  было начато с разработки спаренной двигательной установки в 1936 г. Опробование спарки на стенде дало обнадеживающие результаты. В 1937 г. разрабатывался проект самолета, в июле 1938 г. началась его постройка, законченная зимой. Летом 1939 г. были начаты испытательные полеты (летчик Б. Н. Кудрин).

С (Спарка)  это был скоростной двухместный ближний бомбардировщик, низкоплан с оригинальной установкой двух двигателей М-103 по 960 л. с., в тандем с механической передачей от обоих на соосные винты. Такая установка была принята с целью уменьшить лобовое сопротивление самолета, с тем, чтобы получить рекордную скорость. Спарка была сконструирована и отработана на стенде специально для этого самолета, но планировалось, что подобную систему можно будет использовать и на других машинах.

 

Двигатели были установлены на общих подмоторных брусьях в тандем, носками в разные стороны. Передача была по идее и конструктивно очень проста, но тяжела — более 150 кг из-за вала с его креплениями и демпфирующими устройствами. На крыле устанавливались закрылки Фаулера, без которых посадка была затруднительна, так как удельная нагрузка на крыло составляла 247 кг/м2 , что было рекордной на то время. В систему дифференциального управления рулями высоты было введено переменно-передаточное устройство для ограничения усилия на ручке. 

 

Во всех полетах было заметно, что самолет медленно разбегается, после отрыва медленно разгоняется и набирает высоту. Сказывалась чрезмерная нагрузка на крыло, а также, видимо, то, что в передаче от заднего двигателя были значительные потери мощности, а соотношение скоростей вращения соосных винтов подобралось не наилучшее. Самолет был передан на госиспытания в 1940 г. Летали на нем Б. Н. Кудрин и А. И. Кабанов. Были получены следующие данные: скорость на высоте 4,6 км составила 570 км/ч, разбег при уменьшенной на испытаниях до 5150 кг массе — 863 м (при нормальной массе 5652 кг он был бы 1045 м). Дальность полета по расчетам 700 км. С целью проверки управляемости, устойчивости самолета и работы механизмов предварительно были проведены полеты на самолете  варианта «С» со снятым задним двигателем, с неубирающимся лыжным шасси при взлетной массе 4000 кг.

 

Признано было, что самолет испытаний не выдержал из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных качеств. В то же время отмечалось, что на самолете «С», по сути экспериментальном, впервые в СССР решалась задача увеличения мощности ВМГ без увеличения лобового сопротивления и с этой задачей конструкторы более менее справились.

 

Так же в процессе испытаний выяснилось, что профиль крыла был выбран не очень удачный. Решено было его изменить на готовом самолете, причем довольно экстравагантным и примитивным способом- на поверхность цельнометаллического крыла были приклепаны потайными заклепками деревянные рейки и фанерные полоски, а на них наклеена вторая — фанерная — обшивка по верхней стороне крыла. Но эта доработка  особо не помогла проекту, поскольку самолет был выпущен в 1941 г., перед самой войной, когда на том же заводе уже шел массовый выпуск самолета Пе-2.

Можно еще добавить, что вооружение самолета было слабым — всего один пулемет ШКАС в турельной установке, впоследствии замененный двумя пулеметами УБТ. Бомбовая нагрузка составляла всего 400 кг.

ЛТХ:

Размах крыла, м   11.40
Длина, м   13.20
Высота, м  
Площадь крыла, м2   22.90
Масса, кг  
  пустого самолета   3400
  нормальная взлетная   5150
Тип двигателя   2 ПД М-103
Мощность, л.с.   2 х 960
Максимальная скорость , км/ч   570
Крейсерская скорость , км/ч   520
Практическая дальность, км   700
Практический потолок, м   788
Экипаж   9000
Вооружение:   два 12.7-мм пулемета УБТ
нормальная загрузка — 400 кг бомб

Источники:

http://www.airwar.ru/

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970

AirMagazine. L’avion «S»

3+

от admin