11+

В августе 1942 года двенадцать американских «Летающих крепостей» B-17 совершили пробный рейд на европейский континент. Он прошёл успешно, поэтому далее начались регулярные бомбардировки Германии американскими и британскими ВВС. Однако с ростом числа перехватчиков в Люфтваффе, потери авиации союзников начали быстро расти.

До появления P-47 «Тандерболт» и P-51 «Мустанг», истребители США, из-за небольшого радиуса действия не могли сопровождать бомбардировщики в этих налетах. Поэтому чтобы исправить ситуацию, тяжелые машины начали выстраивать в очень плотные боевые порядки. Каждые 12 самолётов образовывали «боевую коробку», которая была способна обороняться от атакующих истребителей огнем, в общей сложности, 150 крупнокалиберных пулеметов.

Понятно, что при этом росла вероятность поражения машин зенитным огнем с земли. Бывало даже, что сбрасываемые бомбы идущей выше машины попадали в «соседа» снизу, самолеты сталкивались в воздухе и поражали друг друга «дружественным» огнём, что приводило к крушениям, но тем не менее резкое снижение потерь от огня немецких истребителей было более существенным.

Правда, собрать в плотный строй самолеты, зачастую взлетающие с разных аэродромов в режиме радиомолчания, было настоящей проблемой. Порой на это уходило два или три часа. Чтобы облегчить задачу, было решено использовать специальные самолеты-сборщики, которые окрашивались в «вырвиглазные» яркие цвета и узоры, заметные издалека. Это был своеобразный маяк для других самолётов, к которому они пристраивались и по которому ориентировались.

Каждой бомбардировочной авиагруппе придавался собственный «сборщик звеньев». Обычно для этой цели использовались выработавшие ресурс и уже не годные для выполнения боевых задач самолёты. Их перекрашивали в самые причудливые яркие цвета, с машин снималось все вооружение, броню, прицельные приспособления для бомбометания и прочее бомбардировочное оборудование, экипаж сокращался до минимума.

Собрав авиагруппу, сборщик вёл её до зоны действия вражеской ПВО и затем возвращался. Бывали случаи, когда поводыри сопровождали свои «коробки» до цели и обратно, но это было скорее исключение.

Кстати, острые на язык военные летчики прозвали эти самолеты козлами-иудами. В промышленном овцеводстве, чтобы загнать баранов на бойню, используют специально надрессированного козла, за которым овцы спокойно идут под нож мясника. Американцы зовут их «козлы-иуды», вот и здесь ситуация довольно схожая.

Опыт использования этих сборщиков оказался настолько удачным, что в ВВС США не отказались от него даже с появлением «Мустангов» и «Тандерболтов», которые с подвесными баками могли сопровождать B-17 до любой цели в Германии и обратно.

Источники:
https://zen.yandex.ru/id/5b6a8c0e2ef71f00a88a0ed7
https://pikabu.ru/@Nedo.ATC
11+

от admin