10+

Садааки Акамацу был настоящей легендой японской морской авиации, но легендой со знаком «минус». «Скандалист, эксцентричный и вспыльчивый человек», — так охарактеризовал своего коллегу Сабуро Сакаи. Ко всему этому Садааки прослыл еще пьяницей, хвастуном и неисправимым бабником. Но не взирая на все эти отрицательные качества, мало гармонирующие с образом настоящего японского офицера-летчика,  Тамея (или Темен — это имя он предпочитал вместо Саддаки), был поистине выдающимся пилотом, настоящим асом. Садааки презирал дисциплину и был явным нарушителем всех писанных и неписанных традиций японского флота. Воин-одиночка, он представлял собой вопиющее исключение среди японских летчиков, всегда являвшихся образцом дисциплины. Постоянная заноза для командования, он много раз был разжалован и в течение многих лет службы так и остался лейтенантом. Любитель выпивки и красивых женщин, Тамея часто отсутствовал на предполетных инструктажах, предпочитая проводить время в ближайшем кабаке или публичном доме.

 

Акамацу родился в префектуре Кочи в июле 1910 г., он пошел добровольцем в военно-морской флот в июне 1928 г. и после двух лет обучения в летной школе в марте 1932 г. стал летчиком-истребителем морской авиации. Все летчики, прошедшие курс обучения до начала войны, отличались превосходной подготовкой и огромной самоуверенностью — они считали себя «королями воздуха»(они имели на то основания — их подготовка действительно была лучшей в мире, ну или по крайней мере одной из самых лучших).

Привитый в мирные годы инстинкт победителя помог Акамацу остаться в живых в военное время. После окончания авиационного училища Акаматцу служил в различных подразделениях, в том числе в составе авиагрупп авианосцев «Акаги», «Kara» и «Рюйдзё». В 1937 г. с началом войны в Китае летчика перевели в 13-ю авиагруппу, в составе которой он принял боевое крещение.
Агрессивный летчик, получившей прозвище «Матцучан» (Маленькая сосна-производное от фамилии Акамацу-яп. 赤松, «красная сосна») отличился на самом старте своей боевой карьеры. 25 февраля 1938 г. в первом же воздушном бою над Наньчаном он сбил четыре самолета противника. В сентябре летчика перевели на авианосец «Сорю». Опыт войны в Китае позволил Акаматцу выработать собственный, исключительно наступательный, стиль ведения боя. Он всегда стремился атаковать, не взирая даже на численное превосходство противника.

Из Китая Акамацу вернулся героем. В послевоенные годы он «скромно» заявлял: «Я уничтожил в воздушных боях и на земле более 200 самолетов». Получается, что японец в одиночку расправился с ВВС Китая. «До второй мировой войны истребители имели сравнительно небольшие скорости полета, определяющим в воздушном бою являлись способности летчика, а не самолета. Это было время единоборств. Мы почти не летали большими группами».
В первый день войны на Тихом океане уоррент-офицер Акамацу принял участие в составе 3-й авиагруппы на Кларк-Филд и Иба. В воздушном бою ас повредил один Р-40 из 20-й эскадрильи ВВС США. Через два дня Акамацу вместе с еще двумя летчиками уничтожил американский самолет над Манилой.

Над голландскими колониями Акамацу сбил еще два самолета, бравый пилот идентифицировал их как «Кертис Ньпор». История авиации самолетов такого типа не знала. В группе с двумя летчиками Акамацу сбил над Явой летающую лодку. В небе Бали жертвами пушки его «Зеро» стали два Р-40. При атаке австралийского порта Дарвин он добавил в свою коллекцию сбитых самолетов один «Спитфайр». В мае 1942 г. аса отозвали в Японию.

В июле 1943 г. энсин Акаматцу получил назначение в 331-ю авиагруппу, в составе которой он в воздушном бою 5 декабря 1943 г. над Калькуттой сбил еще четыре самолета. В январе 1944 г. аса перевели в 302-ю авиагруппу на должность начальника штаба. Группа базировалась на аэродроме Атцуги и была вооружена истребителями «Райден». Новая ответственная работа забирала у Акамацу много сил, которые бравый лейтенант восполнял реками сакэ. Этот раздолбай предпочитал проводить служебное время не в штабе, а с девицами в ближайшем борделе, откуда его вызывали для боевого вылета по телефону. Акаматцу часто поднимался в небо в похмельном состоянии, а то и «в стельку» пьяным, как, например, это произошло 16 февраля 1945 г., когда над Токио появились палубные самолеты ВМС США. Пьяный Акаматцу влетел на аэродром на автомобиле, набитом гогочущими проститутками, размахивая полупустой бутылкой влез в первый попавшийся самолет и взмыл в небо на встречу армаде «Хэллкетов», с ходу уничтожив два из них! Вечером, еще не отойдя от похмелья, он сбил еще два самолета. Правда, сам пилот в пьяном угаре утверждал, что 16 февраля он сбил девять «Хэллкетов»…

Акамацу не пугали американские истребители, но и он признавал: «Наша тактика воздушного боя была лучшей в мире, но воздушно-стрелковая подготовка американцев превосходила нашу».
Акамацу удивил своих коллег редким сочетанием исключительного летного мастерства и храбрости, которые он продемонстрировал на Рейдене 19 апреля 1945 г. в бою с «Мустангами». В одиночку «мастер Рейдена» загнал трех «Мустангов» из 45-й истребительной эскадрильи ВВС США на малую высоту и сбил два из них!

В бою 29 мая над Иокогамой Акамацу в одиночку атаковал 75(!) «Мустангов» и сбил самолет 2-го лейтенанта Рафаса Мура из все той же 45-й истребительной эскадрильи. Мур остался в живых, он потом говорил: «Будь японец американцем, то за тот бой он запросто мог бы получить Почетную медаль Конгресса».

Акамацу за свою карьеру летчика морской авиации налетал более 8000 часов. В пьяном виде ас говорил о 350 сбитых самолетах, в трезвом — о 220. Конечно, никто не верил ни пьяному, ни трезвому Акамацу. В его летной книжке имелись отметки лишь о девяти сбитых за время войны на Тихом океане «Хэллкетах», нескольких «Мустангах», одном «Либерейторе» и семи В-29 (один достоверно и шесть предположительно). Американцы же, «пересчитывая» на свой лад победные счета японцев, записали на счет Садааки 30 сбитых самолетов…

За все 8 лет боевой карьеры Акамацу не проиграл ни одного воздушного поединка, ни разу не был сбит и не получил ни единой царапины(!). Человек с таким характером и такой биографией не мог не стать легендой еще при жизни. Акамацу очень любил порассказывать байки о своих подвигах за ящиком — другим сакэ. Чего стоит история о том, как он вскочил в кабину «Зеро в кимоно и деревянных сабо»! Сабуро Сакаи хорошо знал Акаматцу и говорил: «Не верти глупым историям — это все чепуха!»
Послевоенные годы стали для аса-пьяницы большим испытанием. Старые боевые друзья скинулись и купили ему небольшой самолетик Пайпер. На этой машине ветеран многочисленных воздушных сражений вел поиск косяков рыбы в интересах компании Кочи Фишери, не оставляя при этом своего хобби — дружбы с бутылкой. Постепенно ас спивался, все больше друзей и знакомых отворачивались от него, начались проблемы со здоровьем. Относительный покой пилот обрел в качестве хозяина небольшого кафе в городе Кочи. Умер Садааки Акаматцу  22 февраля 1988 г от запущенной пневмонии, в состоянии глубокой депрессии.

Источники:

http://forum.worldofwarplanes.ru/

https://pikabu.ru/@Kozlovred

https://all-japan.livejournal.com/

https://ru.wikipedia.org/

10+

от admin