История создания китайского истребителя Super-7, получившего в дальнейшем обозначение FC-1 (Fighter China 1 – Китайский истребитель первый) или «Сяолун» (Xiaolon в переводе означает яростный или свирепый дракон), началась ещё в 1986 году. Для проведения модернизации устаревших истребителей J -7 (аналог советского истребителя МиГ-21) правительство Китайской Народной Республики выделяет 550 000 000$. После чего китайская компания CAIC (Chengdu Aircraft Industry Company) заключает договор с американской компанией «Grumman», по которому планируется разработка совместного проекта истребителя Super-7 на базе проекта советского истребителя МиГ-33. Но к середине 90-х американо-китайские отношения становятся довольно холодными, и это приводит к тому, что совместные работы по проекту нового истребителя прекращаются. Однако китайские специалисты продолжают разработку самолёта своими силами. В этот период название проекта меняется на Fighter China 1 (FC- 1). После отказа специалистов американской компании «Grumman» участвовать в дальнейшей работе над проектом, к работам были привлечены российские инженеры.
По некоторым сведениям, конструкция китайского истребителя включает в себя множество российских разработок, в частности ОКБ А.И. Микояна, которые создавались в рамках советского проекта по созданию легкого фронтового истребителя МиГ-33. В то время, впрочем как и сейчас, российская оборонная промышленность переживала тяжелые времена и российские инженеры-авиастроители использовали любую возможность и продавали свои, а точнее говоря, советские разработки всем желающим. В 1998 году (официально в 1999 году) в работы над проектом по созданию истребителя FC- 1 включается Пакистан, берёт на себя половину всех расходов, связанных с проектом, после чего проект получает обозначение JF-17 (Joint Fighter – совместный истребитель). Дело в том, что Китай и Пакистан активно сотрудничали в области производства ракетного вооружения, это вызывало опасения в военных кругах США. В начале 90-х годов, согласно наложенным Америкой на Пакистан санкциям, последний больше не мог покупать истребители F-16, в то время как испытывал острую нехватку боевых самолётов такого класса.
Уже в августе 2003 года проводится первый полёт нового истребителя, 3 сентября он был успешно представлен широкой общественности. К 2006 году построено шесть самолётов «Сяолун», два истребителя из числа построенных были отправлены в Пакистан для прохождения дальнейших лётных испытаний. Стоит отметить, что двигатели РД-93 (это фактически просто переименованный вариант советского двигателя РД-33, разработки 1977 года) для истребителей FC- 1 были приобретены в России, согласно подписанному с ОАО «Климов» и ММП им. В.В. Чернышева договору. Однако в дальнейших планах китайских авиастроителей — оснащать истребитель мотором WS-13 собственного производства, с более высокими тяговыми показателями чем РД-93(РД-33).
Новый «Сяолун» представляет собой многофункциональный, лёгкий сверхзвуковой истребитель, оснащенный одним ТРД с тягой 8300 кгс. Крыло самолёта имеют треугольную форму с развитыми наплывами(вихреобразователями). Бортовая электроника, включающая в себя два мощных компьютера с процессорами Motorola 88000, позволяет летчику использовать истребитель в бою с максимальной эффективностью. В качестве РЛС в китайском самолёте применяется итальянская РЛС FIAR Grifo-S7, производство которой налажено пакистанскими компаниями. В начале работ над проектом на истребитель планировалось установить российскую РЛС, созданную в НПЦ «Фазатрон», имеющую обозначение «Суперкомар». Однако эта станция была китайскими авиастроителями отвергнута по причине малой(в 2,5-3 раза по сравнению с современными западными аналогами) дальности обнаружения. Известно, что на первом построенном FC-1 была установлена израильская Elta EL/M-2032, а на истребителях, переданных ВВС Пакистана, по некоторым данным, установили китайскую станцию Nanjing KLJ-7. В дополнение истребитель оснащен оптоэлектронной системой с инфракрасным каналом (китайское название — электронно-оптический радар «свет радуги-1»), дальность обнаружения цели которой составляет 75 км.
В кабине пилота расположены три многофункциональных ЖК дисплея, на которые выводится вся необходимая информация. Основной язык английский, однако все появляющиеся на дисплее сообщения могут быть и на китайском языке. Также в состав бортовой электроники входят системы предупреждения о приближении ракет, система предупреждения при обнаружении радиолокационными станциями противника, системы обмена информацией со стационарными пунктами наведения и другими самолётами. Вооружение истребителя состоит из двуствольной 23-мм Тип-23-2 автоматической пушки (китайский аналог российской ГШ-23), шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух», одной управляемой ракеты класса «воздух земля» и четырёх авиабомб. Максимальная боевая нагрузка достигает 3,8 тонны. Максимальная скорость 1900 км в час, дальность полёта с подвесными топливными баками (два бака по 800 литров) составляет около 3000 км.
Модификация | FC-1 |
Размах крыла, м | 9.00 |
Длина, м | 13.95 |
Высота, м | 5.10 |
Площадь крыла, м2 | 35.30 |
Масса, кг | |
пустого | 6321 |
нормальная взлетная | 9100 |
максимальная взлетная | 12700 |
Тип двигателя | 1 ТРДДФ РД-93 |
Тяга , кН | |
нефорсированная | 1 х 49.4 |
форсированная | 1 х 81.4 |
Максимальная скорость, км/ч | 1900 |
Перегоночная дальность, км | 3000 |
Боевой радиус действия, км | 1352 |
Практический потолок, м | 16500 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 8.5 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | одна 23-мм двухствольная пушка Type 23-3 (ГШ-23Л) с 200 патронами на пушку. Боевая нагрузка — 3800 кг на 7 узлах подвески: 6 УР воздух-воздух AIM-9P, PL-9, PL-10, PL-11 или SD-10, Magic-2, AIM-7E, Aspide. ПУ НУР, УАБ, бомбы |
Автор:Макс Беляев
Источники:
https://topwar.ru/
http://www.airwar.ru/
АСТ. Владимир Ильин. Боевые самолеты зарубежных стран XXI века
Зарубежное военное обозрение. А.Зубцев. Тактический истребитель JF-17 «Тандер»
Air Force World.com. PLA
Chinese Defense Today. An unofficial web site of Chinese defense affair
Hui Tong.Chinese Military Aviation.