2+

В этом году исполняется 75 лет с начала эксплуатации многоцелевого самолета Ан-2. Несмотря на солидный возраст, техника этого типа до сих пор остается в строю и производится серийно. Более того, регулярно предлагаются проекты модернизации имеющегося самолета, направленные на повышение характеристик или получение новых возможностей. Так, в последние годы разработано сразу несколько вариантов превращения Ан-2 в беспилотный летательный аппарат.

Беспилотный транспорт

В пятидесятых годах СССР передал Китаю документацию по проекту Ан-2 и помог с развертыванием серийного производства. Китайский вариант советской машины получил собственное обозначение Y-5. Строительство таких самолетов продолжается до сих пор, и за прошедшие десятилетия китайская промышленность разработала целый ряд их модификаций с разными возможностями и характеристиками.

Самый интересный проект модернизации был создан несколько лет назад компанией China Aerospace Science and Technology Group Co. и получил название Feihong-98 (FH-98). Он предусматривает перестройку имеющегося самолета в беспилотный летательный аппарат тяжелого класса, предназначенный для перевозки грузов на местных линиях.

FH-98 по сути представляет собой базовый Y-5 с набором нового оборудования. На самолете устанавливается автопилот, необходимые средства навигации и связи, а также исполнительные механизмы для передачи команд на агрегаты самолета. Бортовая электроника способна самостоятельно вести самолет по заданному маршруту; имеется режим дистанционного управления.

 

БПЛА FH-98 незначительно легче базового самолета: максимальная взлетная масса составляет 5,25 т. Грузоподъемность – 1,5 т, и для грузов имеется кабина объемом 15 куб.м. Основные скоростные и взлетно-посадочные характеристики остались на прежнем уровне. При этом уменьшение взлетной массы привело к росту практической дальности до 1200 км.

В октябре 2018 г. опытный FH-98 совершил свой первый полет. В следующие месяцы беспилотный комплекс прошел необходимые испытания и получил сертификат летной годности. Вскоре CAST получила первые заказы на серийную технику и запустила производство. Заказчиками стали НОАК и крупные авиакомпании.

Первый коммерческий рейс беспилотника состоялся 21 августа 2020 г. В дальнейшем FH-98 начали достаточно активно эксплуатировать на местных линиях в удаленных районах. НОАК тоже ограниченно использует новый БПЛА, а также изучает его возможности. Так, в 2021-м году прошли испытания по парашютному десантированию грузов в автоматическом режиме. По всей видимости, на этом работы не остановятся.

Боевой беспилотник

В сентябре 2020 г. Азербайджан начал военную операцию в Нагорном Карабахе. В ней широко использовались БПЛА разных классов и типов, в т.ч. с ударными возможностями. Достаточно быстро выяснилось, что среди ударных беспилотников присутствует и особая модификация грузопассажирского Ан-2. Позже, уже после окончания конфликта, Азербайджан раскрыл некоторые технические подробности и ход такой операции.

 

Азербайджанский проект переоснащения Ан-2 отличался определенной простотой. Самолет сохранял штатные органы управления, но получал дополнительные приборы для контроля удаленным оператором. Аппаратуру дистанционного управления планировали использовать только в полете, что сократило требования к ней.

Примечательно, что Ан-2 переделали не просто в беспилотники, а в барражирующие боеприпасы. Для этого в грузовой кабине помещались бомбы. Остатки топлива в баках тоже должны были оказывать воздействие на цель.

Как сообщается, атака на позиции армянской армии началась с налета беспилотных Ан-2 и других БПЛА или барражирующих боеприпасов. Взлет Ан-2 осуществлялся под управлением летчиков, после чего те покидали машины с парашютами. Затем при помощи дистанционного управления самолеты направлялись в заданный район, создавая видимость массированного налета.

ПВО Армении без труда обнаружила летящие самолеты и обстреляла их. При этом зенитные комплексы раскрыли свои позиции – и подверглись массированному удару всеми беспилотными средствами, в т.ч. перестроенными Ан-2. По азербайджанским оценкам, уже в первый день операции удалось уничтожить до 60% зенитных комплексов противника.

История продолжается

Будущая легенда Ан-2 пошла в серию и поступила в эксплуатацию 75 лет назад. Несмотря на рекордный возраст, самолеты этого типа остаются в строю и обеспечивают перевозки людей и грузов, а также решают иные задачи мирного и военного характера. И от такой техники пока не планируют отказываться, хотя выработка ресурса дает о себе знать.

Примечательно, что самолет из середины прошлого века еще не полностью использовал свой потенциал. Он по-прежнему подлежит модернизации с получением тех или иных преимуществ. Так, разрабатываются проекты ремоторизации и замены бортового оборудования современными образцами. Предлагаются различные доработки планера и т.д.

На протяжении нескольких последних лет разрабатываются принципиально новые проекты, предлагающие перестройку Ан-2 в беспилотный летательный аппарат. Техника такого рода уже справилась с испытаниями и показала себя на практике. Эти БПЛА с требуемой эффективностью справляются с транспортными и боевыми задачами.

Весьма вероятно, что подобные идеи получат дальнейшее развитие, и в будущем появятся новые варианты беспилотников на базе Ан-2 или его модернизированных версий. Это означает, что самолеты останутся в строю, а их история, и без того долгая, далека от своего завершения.

Автор: Рябов Кирилл

2+

от admin