2+

Десантный планер на 40 человек или пять тонн груза. Огромная, сами понимаете, конструкция — фюзеляж и достаточного размера крылья. Именно эту идею и попытался оспорить в 1943 году американский конструктор W.H. Bowlus, владелец компании General Airbone Transport Company (GATC) (бывш. Bowlus Saiplane Inc.) Как? Очень просто: изготовив планер в виде сплошного летающего крыла от избавился от не создающего подъемную силу фюзеляжа. Попутно решив еще несколько достаточно критичных для ВДВ задач.

В честности, высадка всех десантников из планера происходила молниеносно, — две огромные аппарели, конечно, ни в какое сравнение не идут с дверцами обычных фюзеляжных планеров. Это могло существенно сократить потери в том случае, если у противника остался сохранивший присутствие духа пулеметчик — изрешетить остановившийся планер вместе с десантниками несложно. А вот когда они уже поразбежались и укрылись — совсем другое дело. Опять же, с погрузкой и выгрузкой техники все было достаточно просто и удобно, — как заталкивали джипы и артиллерию в обычные самолеты и планеры — отдельная песня.

Буксировался такой аппарат, конечно, тяжелым бомбардировщиком B-17, никак не меньше — правда, без особенного напряжения — с летучестью у аппарата было все очень даже неплохо. Кстати, я так и не сумел понять по каким соображениям был установлен только один вертикальный киль, компоновка просто взывает к двум вертикальным плоскостям, но для полета и одной, как видите, вполне хватало.

В левый и правый грузовые отсеки можно было загнать джип, закатить 76-мм гаубицу М-1 или рассадить 20 десантников в полном вооружении. Сочетания нагрузок — произвольные, лишь бы поперечную центровку не нарушали. Т.е., варианты нагрузки: гаубица с тягачем и расчетом, две гаубицы, два джипа или солдат 40 человек.

Первоначально был построен уменьшенный в два раза макет MX-1, на котором провели первые полеты, показавшие принципиальную правильность идеи, потом был построен полноразмерный летающий макет без начинки и аппарелей, который использовался для летных испытаний с нагрузкой, а после того, как полнораpмерный MX-1 разбился (в полете сместился незакрепленный имитатор груза в виде мешков щебенки) — было таки построено два полноценных планера, получивших название XCG-16 (по другим источникам CG-16).

Однако, аппарату не повезло. Несмотря на полное соответствие заявленным характеристикам — военным он не приглянулся. Сыграли тут несколько факторов: неудобная клиновидная форма грузового отсека сильно ограничивала размеры и форму перевозимого оборудования. Жесткие требования по поперечной центровке заставляли если не взвешивать солдат перед погрузкой, то уж с техникой быть предельно аккуратными. Иначе вполне можно было нарваться на серьезные проблемы.

А последним гвоздем в гроб аппарата стала невозможность перевозки его по железной дороге. В то время, как обычные планеры с отстыкованными крыльями прекрасно помешались на платформы — фюзеляж XCG-16 в железнодорожный габарит не проходил. Понятно, что такой проблемный аппарат, да еще одноразовый, как все десантные планеры, армии, был абсолютно не нужен. Несмотря на все его достоинства.

2+

от admin