4+

Командование Британских вооруженных сил увековечило 1943 год в военной истории одной из самых оригинальных и неординарных боевых операций.
Британцы ставили в приоритет не прямое уничтожение сил противника, а лишение его производственных мощностей. Главной целью стал вывод из строя основной оружейной кузницы нацистской Германии – Рурского индустриального района. Необходимым ресурсом для сталелитейной промышленности является вода, которой заводы снабжались из близлежащих водохранилищ. Логично, что для снижения производственных мощностей надо было заводы этой воды лишить.

Но каким образом, если для разрушения укрепленных бетоном десятиметровых насыпей плотин понадобилось бы не менее 30 тонн взрывчатки? Поднять в воздух такой груз самолеты того времени не могли. Торпедирование плотин тоже было неблагодарным занятием, так как предусмотрительные немцы защитили их специальными противоторпедными сетями.

Выход из сложившейся ситуации предложил английский инженер Барнс Уоллес, который внес на рассмотрение поражающий воображение проект. Это была бомба, которая перед метанием раскручивалась до 500 оборотов в минуту, а затем, после сброса и первого соприкосновения с поверхностью воды, прыгала как камешек, которым мальчишки пускают «блинчики» по поверхности воды. Достигнув цели (плотины) бомба погружалась на дно, и, когда она оказывалась на необходимой глубине, срабатывал гидростатический взрыватель.

План был труднореализуемым, но выполнимым. Для налета подготовили 19 четырехмоторных бомбардировщиков Авро «Ланкастер», конструкцию которых дополнили приводом для вращения взрывоопасного груза. Проблема наведения была решена гениально просто: на каждом самолете разместили по два прожектора, один из которых светил прямо вниз, а второй – под определенным углом к первому. При совмещении двух пятен света в одно самолет выдерживал нужную высоту – 18 метров.

В ночь на 16 мая 1943 года успешно прошла знаменитая операция Chastise, что можно перевести с английского как «кара», «возмездие». Несмотря на то, что плотины водохранилища были повреждены, и рурские заводы стали удовлетворять свои потребности в воде всего на 50–60 %, британцы тоже понесли большие потери – из 19 экипажей на свои аэродромы вернулось только 11. Немцы были впечатлены находчивостью противника, и в будущем значительно усилили зенитное прикрытие плотин. К сожалению, оригинальное изобретение инженера Уоллеса в дальнейшем не применялось.

4+

от admin