Военные конфликты XX века стали не только ареной применения новейших видов оружия, но и полем для инженерных экспериментов. Германия времён Второй мировой войны нередко использовала нестандартные решения при модернизации бронетехники. Одним из таких примеров стала бронированная инженерная машина на базе штурмового орудия StuG IV, известная как Ramschaufelpanzer.
Назначение и особенности конструкции
Машина Ramschaufelpanzer StuG IV (Sd.Kfz.167) представляла собой уникальный гибрид САУ и инженерной машины разграждения. В 1944 году на стандартное шасси StuG IV установили бронированный ковш, предназначенный для расчистки завалов после бомбардировок вражеской авиации, прокладки проходов, формирования укреплений и других инженерных задач. Судя по доступным историческим фотографиям и фрагментам документов, машина имела только незначительные изменения в ходовой части и сохраняла возможность установки — 75-мм пушку StuK 40, превращающей её обратно в полноценную САУ. Хотя бульдозерный отвал можно было использовать на машине даже без демонтажа орудия.
Бронированный отвал (ковш) весил около 1,58 т. и монтировался примерно за 20 минут. Управление им осуществлялось вручную или с помощью простейших гидравлических или тросовых механизмов. При этом сама машина сохраняла функцию огневой поддержки пехоты и могла применяться в боевых условиях, особенно в городских боях, где требовалась расчистка завалов и баррикад.
Ограниченное применение
Достоверной информации о массовом применении Ramschaufelpanzer крайне мало. Известно, что это была экспериментальная инженерная машина, построенная в единичных экземплярах. Она не пошла в серийное производство, вероятно, из-за высокой стоимости, технической сложности и ограниченного ресурса шасси StuG IV.
Аналог на базе «Пантеры»
Любопытно, что идея бронированного инженерного танка не ограничивалась только StuG IV. В конце войны была также создана Panzerbefehlswagen mit Räumschild auf Panther, экспериментальная инженерная машина на базе танка «Пантера». Она была оснащена тяжёлым бронированным отвалом и так же предназначалась для расчистки дорог, разрушения баррикад и преодоления инженерных препятствий. Машина прошла испытания, но также не пошла в серию.
Заключение
Машины вроде Ramschaufelpanzer StuG IV и Panther с бульдозерным оборудованием являются интересным примером того, как Вермахт стремился адаптировать имеющиеся образцы техники под нужды инженерных войск. Несмотря на ограниченное применение, эти машины представляют собой ценный объект для изучения истории военно-инженерной мысли времён Второй мировой войны.



