0

Моряки всегда хотели иметь на вооружении самонаводящуюся противокорабельную ракету работавшую по принципу «выстрелил и забыл». Но первые образцы этого оружия, ракеты КСЩ и КСС, были слишком громоздкими и могли устанавливаться лишь на крупных кораблях. Флоту требовалась более компактная противокорабельная ракета, которой можно было бы вооружить небольшие корабли и катера.

 

К разработке такой ракеты в 1955 году приступил коллектив КБ «Радуга». Руководил проектированием известный конструктор Л. Я. Березняк. Ракета получила обозначение П-15 (индекс УРАВ ВМФ — 4К40, по классификации МО США и НАТО: SS-N-2 «Styx»). Первый пуск экспериментального образца ракеты состоялся на Черном море в октябре 1957 года. Комплекс с ракетой П-15 был принят на вооружение в 1960 году.

 

Ракета П-15 представляла собой крылатую ракету с жидкостным ракетным двигателем, старт осуществлялся с помощью подвешенного под фюзеляжем твердотопливного ускорителя. На ракете применялась проникающая боевая часть фугасного действия (масса взрывчатого вещества — 375 кг), также была предусмотрена установка боевой части в ядерном снаряжении.

Ракета имела автономную систему наведения, в состав которой входили автопилот АМ-15А, барометрический высотомер и радиолокационная головка самонаведения (ГСН). На модификации П-15ТГ устанавливалась тепловая (инфракрасная) ГСН. В носовой части размещалась проникающая боевая часть фугасного действия (масса взрывчатого вещества — 375 кг). В 1965 году на вооружение был принят вариант ракеты со складным крылом, получивший обозначение П-15У. Теперь ПКР могла размещаться в относительно компактных цилиндрических контейнерах КТ-97М, разработанных для ракетных катеров проекта 205У. При пуске сразу после выхода из контейнера крыло ракеты автоматически раскрывалось. Впоследствии все ракеты П-15 были модернизированы в П-15У.
В 1972 году был принят на вооружение усовершенствованный комплекс П-15М, получивший название «Термит» (индекс УРАВ ВМФ — 4К51). За счет внедрения нового автопилота и более мощного порохового ускорителя удалось увеличить дальность полета в два раза до 80 км.

П-15М «Термит» имеет инерциальную систему управления, работающую на маршевом участке полета и два варианта активной ГСН: радиолокационную и инфракрасную. Вместо барометрического установлен радиовысотомер.
Высота маршевого полета ракеты снижена и может задаваться перед пуском в диапазоне от 25 до 250 м. Кроме этого, предусматривалась установка аппаратуры опознавания «свой-чужой».
Длина ракеты П-15М составляла 6,5 м, стартовая масса – 2500 кг, масса фугасной боевой части – 480 кг. Имелась и специальная (ядерная) боевая часть массой 375 кг и мощностью 15 кт. Скорость полета – 320 м/с.

 

Запас топлива и окислителя также был увеличен. Высота полета на маршевом участке снизилась до 25 м за счет применения радиовысотомера РВ-МБ. Как и на ракете П-15У, на П-15М был установлен автомат раскрытия крыла, что позволило использовать ПУ контейнерного типа.
Помехоустойчивость ракеты П-15М существенно повышена по сравнению с уровнем П-15, а малая высота полета П-15М существенно снизила вероятность поражения ракеты средствами ПВО противника, хотя и не обеспечивает гарантированного прорыва к цели.

Ракетами П-15М были вооружены РКА пр. 206МР (2 ПУ), РКА пр.1241.1, шесть БПК пр. 61М (4 ПУ) и три эсминца пр. 56У (4 ПУ). Кроме того, ракета П-15М используется в мобильном комплексе береговой обороны «Рубеж». Также ими вооружались катера и корабли, поставляемые на экспорт и построенные в других странах.

Ракеты семейства П-15 активно использовались в локальных конфликтах последних десятилетий. Их боевой дебют состоялся 21 октября 1967 года, когда четырьмя ракетами П-15, выпущенными с египетских катеров проекта 183Р, был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это был первый в истории случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет, давший толчок развитию этого вида морского оружия в других странах, в том числе и в США.

В декабре 1971 года в ходе индо-пакистанской войны катера проекта 205 ВМС Индии дважды наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана. Всего за обе операции индийскими катерами было выпущено 11 ракет П-15, и все они поразили цели. Их жертвами стали пакистанские эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз». Любопытно, что три ракеты, оснащенные тепловыми ГСН, были успешно применены против нефтеперегонного завода Коамари. За день нефтяные резервуары нагревались и ночью представляли собой контрастные цели.

Во время арабо-израильского конфликта 1973 года египетскими и сирийскими ВМС было выпущено около 50 ракет П-15, однако на сей раз ни одна из них не попала в цель. Это произошло главным образом из-за того, что израильтяне начали активно применять системы радиоэлектронной борьбы. Египетские и сирийские моряки отчитались лишь о единичных попаданиях в танкеры, вывозившие нефть из воюющих стран. Отметим, что у Ирака и Ирана имелись лишь ракеты П-15 и их китайские копии первого поколения, чувствительные к помехам и имевшие сравнительно большую высоту полета.

 

Ракеты П-15 оказались выдающимися долгожителями. Несмотря на то, что им уже более 60 лет они до сих пор стоят на вооружении российского ВМФ. Хотя, стоит сказать, что это еще не самое старая техника находящаяся на вооружении армии «современной» России.

Источник:http://zonwar.ru/

0

от admin