4+

Lightning (Молния) являлся британским сверхзвуковым истребителем, разработанным фирмой English Electric в начале 1950-хх. Lightning был первый серийный британский самолет способный летать в два раза быстрее звука.

 

История 

Начавшаяся в 1950-хх годах война в Корее стала переломной в истории авиации. Она поставила крест на все еще активно применявшихся в то время поршневых самолетах и ознаменовала эру реактивных скоростных машин. Кроме того, эта война сделала для ВВС стран НАТО неприятный сюрприз: считавшиеся в то время отсталыми авиационные технологии СССР создали истребитель МиГ-15, который не уступал американским истребителям и превосходил британские. Итогом конфликта стало множество выводов одним из которых была необходимость создания новых, куда более совершенных реактивных самолетов.

Однако, проблема создания высокоэффективных истребителей завоевания превосходства в воздухе была проблема, в основном, американцев. Для Королевских ВВС Великобритании воздушные бои истребителей в их воздушном пространстве рассматривалась, как маловероятная и, в связи с этим, потребности в таком истребителе они не видели. Главной задачей был перехват советских дальних бомбардировщиков и обеспечение ответного удара в случае войны.

Однако, эта идеология продержалась недолго. Технологии развивались и, к началу 1950-хх начали появляться первые сверхзвуковые бомбардировщики, которые, ввиду близости противников, были крайне опасны для британцев. Нужен был истребитель, способный их быстро нагонять и перехватывать.

ВВС выдали техническое задание на такой самолет в 1953 году. Стоит отметить, что они с этим явно отставали: в США и СССР на вооружение уже шли такие самолеты. Работы велись бешеными темпами и первый экспериментальный самолет под этот проект — P.1A взлетел уже в 1954 году. Но он был все же чисто экспериментальным — был необходим непосредственный прототип истребителя.

Первый прототип P.1B взлетел в 1957 году и стал первым британским самолетом, летавшим вдвое быстрее скорости звука. Было изготовлено 4 прототипа. Стоит отметить, что P.1B имел мало чего общего с P.1A и был, фактически, другим самолетом. Название оставили прежним, в основном, по политическим мотивам и вопросам финансирования программы (аналогичная ситуация случилась с Туполевым: Ту-22 и Т-22М, по факту, разные самолеты).

После проведения испытаний минобороны заказало 20 самолетов первой партии. Поставки начались в 1958 году. Тогда же, на первой демонстрации самолет получил имя Lightning. С 1959 года истребители стали поступать в авиационные подразделения.

 

Не смотря на трудности в эксплуатации, Lightning, состоял на вооружении Королевских ВВС Великобритании три десятилетия (с 1959 до 1988). Последний истребитель был снят с вооружения в июне 1988 года и продан частным лицам. Самолёт экспортировался в Саудовскую Аравию (основной зарубежный эксплуатант, 1967-1986) и Кувейт (12 самолётов, 1968-1977).

До 2012 года самолёты участвовали в авиашоу южноафриканской компании Thunder City. В Великобритании находятся три самолёта в лётном состоянии. Тем не менее, по ряду причин управление гражданской авиации Великобритании запретило частные полёты этих самолетов.

 

 

Конструкция

English Electric Lightning конструкционно значительно отличается от аналогов своего времени. Это цельнометаллический моноплан с среднерасположенным стреловидным крылом. Хвостовое оперение имеет низкорасположенное малое горизонтальное оперение и большой киль.

Силовая установка представлена двумя турбореактивными двигателями с форсажными камерами Rolls-Royce Avon. Двигатели расположены пакетно один над другим, из-за чего самолет приобрел характерную «пузатую» форму фюзеляжа. Двигатели имеют один общий воздухозаборник, обеспечивающий эффективную тягу в широком диапазоне скоростей. Такая схема хоть и выглядит экзотически, но позволила снизить лобовое сопротивление.

Шасси трехстоечное с поворачиваемой передней стойкой. Яркой особенностью самолета было еще и то, что его элероны располагались не на задней кромке крыла как у всех самолетов, а на законцовках, которые благодаря большой стреловидности крыла располагались перпендикулярно к потоку.

Истребитель мог нести две ракеты Firestreak или Red Top с инфракрасной головкой самонаведения класса «воздух-воздух». Так же самолет оснащался парой 30-милиметровых пушек Aden. Кроме того, ракеты могли быть заменены установками НУР или еще парой пушек Aden.

ЛТХ:

Модификация   Lightning F.Mk.1
Размах крыла, м   10.56
Длина, м   16.84
Высота, м   5.97
Площадь крыла, м2   42.60
Масса, кг  
  пустого самолета   10890
  нормальная взлетная   18200
  максимальная взлетная   21200
Двигатель   2 ТРД Rolls Royce Avon 210P
Тяга, кгс   2 х 6545
Максимальная скорость полета, км/ч   2415
Крейсерская скорость полета, км/ч   950
Практическая дальность, км   1350
Скороподъемность, м/мин   9144
Практический потолок, м   18300
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки Aden Mk.4 c 120 патронами на пушку.
боевая нагрузка — 227 кг на 2 узлах подвески.
2 УР воздух-воздух Firestreak

Источники:

http://skyships.ru/

http://www.airwar.ru/

АвиаМастер 2006-07. Константин Логинов, Олег Касилов. Первый и последний

Авиация и Время 2008-02. Андрей Хаустов. Последний крылатый джентльмен

Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты

Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира

Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service

Aircraft in British Military Service 1946 — 1998

Warplanes. Modern Fighting aircraft

W.Green, G.Swanborough. The Complete Book of Fighters

Jane’s All the World’s Aircraft

ASI. Roger Lindsay. Lightning

RAF Illustrated. Kev Darling. English Electric/BAC Lightning Mks 1-6

Warpaint 14. Alan W. Hall. British Aircraft Corporation Lightning

Aeroplane Icons. Lightning : The All-British Supersonic Cold War Interceptor

Crowood. Martin W. Bowman. English Electric Lightning

WarbirdTech 28. Kev Darling. English Electric Lightning

L+K 1992-23-26. Miroskav Balous. BAC (English Electric) Lightning

4+

от admin