8+

Во времена Холодной войны подводные лодки проекта 613 послужили базой для испытаний большого количества различных разработок советских конструкторов. Об одной из этих разработок, а именно о необычных контейнерах на палубе субмарины проекта 613 и их назначении мы сегодня и поговорим. Источником для рерайта послужили материалы книги Кузина, Никольского «ВМФ СССР 1945-1991», издательства 1996 года.

Проблема непродолжительного нахождения под водой была с самого начала появления на море подводных лодок, и конструкторы, конечно же, искали способ хотя бы ненамного увеличить этот временной промежуток, но результаты были незначительными. Определенным решением было внедрение системы РДП, или «Шноркеля», но лодка все равно в этот момент была уязвима и могла быть обнаружена.

Требовались кардинальные технические решения, и они были найдены в 1986 году. Само собой, в это время уже довольно длительное время эксплуатировались атомные подводные лодки, но от ДЭПЛ никто отказываться не собирался, так что задача была вполне актуальна. Вопрос был поднят в конце 70-х перед рядом советских конструкторских и исследовательских бюро, результатом работы которых стал проект «Катран». За основу разработки рационального источника энергии для моторов подлодки проекта 613 послужили наработки в области создания электро-химических генераторов.

ЭХГ работали по принципу использования, так называемого, «топливного элемента» (водородного) электро-химическое устройство, похожее на гальванический элемент, только химические реагенты и катализаторы подаются принудительно из внешних емкостей. Для экономии внутреннего пространства и безопасности экипажа «топливные элементы» и емкости для реагентов решили расположить вне корпуса лодки, по крайней мере на время проведения испытаний. В качестве базы для опытной подлодки была выбрана уже эксплуатируемая субмарина С-273 проекта 613, от сюда и наименование проекта 613Э (СС-273).

Для большей прочности крепления установок на корпусе, была немного изменена конструкция легкого корпуса лодки, была увеличена по ширине часть палубы в районе рубки и контейнеры были наполовину утоплены в корпус. Процесс работы экипажа подводной лодки практически не изменился. Подводные лодки проекта 613 могли находиться под водой до 7 суток, при этом допускался только самый малый ход. Ряд испытательных походов показали неплохие результаты, лодка «Катран» 613Э могла находиться под водой до четырех недель. После испытаний лодка была зачислена в состав флота, но она так и осталась единственной и ходила до 1990 года. В декабре 1990 года лодка была списана, а позже разрезана на металл.

Источники:

https://zen.yandex.ru/id/5dd92979a9876a758f94f631

http://www.deepstorm.ru/

 

8+

от admin