3+

Компания Boeing в сотрудничестве с Huntington Ingalls Industries завершила строительство первого опытного автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) Orca XLUUV. Недавно его спустили на воду, и сейчас должны начаться ходовые испытания. В ближайшее время ожидается завершение постройки нескольких следующих аппаратов этого типа, которые будут задействованы в полномасштабных испытаниях.

Первый прототип

О завершении строительства первого опытного АНПА и скором начале его испытаний 6 мая 2022 года сообщило Командование военно-морских систем ВМС США (NAVSEA). Как сообщается, 28 апреля на новой площадке компании Boeing в г. Хантингтон-Бич (шт. Калифорния) состоялась торжественная церемония «крещения» и спуска на воду первого изделия Orca XLUUV.

В присутствии представителей Пентагона и ВМС, в т.ч. отвечающих за безэкипажное морское направление, о новый АНПА разбили бутылку шампанского. Затем аппарат спустили на воду, пришвартовали к пирсу, и началась подготовка к будущим ходовым испытаниям.

В ходе церемонии прозвучали различные заявления. Новый проект Orca XLUUV в целом получил высокие оценки. Кроме того, отметили большое значение первого прототипа. В ближайшее время он должен был выйти на ходовые испытания, хотя сроки этого не уточнялись. Затем за ним последуют несколько новых опытных образцов, которые тоже будут задействованы в тестовых и исследовательских мероприятиях.

Весьма вероятно, что первый опытный АНПА уже приступил к испытаниям, однако NAVSEA пока не сообщает об этом. Сроки появления следующих образцов тоже не уточняются. По условиям заключенного контракта, они должны быть переданы до конца года. Удастся ли уложиться в такой график, покажет время.

Перспективная разработка

Проект Orca XLUUV (Extra-Large Unmanned Undersea Vehicle) восходит к более раннему АНПА от «Боинга» под названием Echo Voyager. Последний был разработан в инициативном порядке и представлен в 2016 г. С 2017-го такой аппарат проходил разнообразные испытания, результаты которых затем заинтересовали ВМС США.

Разработка изделия Orca в его нынешнем виде началась в конце 2017 г. и велась в рамках программы NAVSEA под названием XLUUV. В начале 2019 г. этот проект признали наиболее удачным, и компании Boeing и HII получили контракт на продолжение его разработки. Они получили 43 млн долл. на выполнение технического проекта, а также 275 млн долл. на строительство пяти опытных образцов. По условиям контракта, все прототипы должны быть переданы на испытания до конца 2022 г.

Строительство опытных Orca XLUUV ведется силами обеих компаний-разработчиков. Судостроители из HII осуществляют сборку корпусных конструкций, которые затем передаются на площадку Boeing Phantom Works в г. Хантингтон-Бич. Там производится установка всех необходимых систем, агрегатов и приборов.

Первый из заказанных прототипов уже готов и спущен на воду. Оставшиеся четыре находятся на разных стадиях изготовления, однако подробности технического характера отсутствуют. На завершение работ, по условиям контракта, осталось чуть более полугода.

Многоцелевая платформа

Проект Orca XLUUV предусматривает создание крупного «сверхтяжелого» подводного аппарата-платформы, способного нести различные полезные нагрузки. При помощи АНПА с тем или иным оснащением предлагается осуществлять патрулирование, вести разведку, радиоэлектронную борьбу и т.д. В отдаленной перспективе не исключается внедрение вооружений.

Изделие Orca XLUUV представляет собой необитаемую подлодку длиной 26 м. Она построена в корпусе большого удлинения со спрямленными бортами. Сверху на корпусе имеется выемка, вероятно, для модуля полезной нагрузки. В кормовой части находятся Х-образные рули и кольцевой канал гребного винта либо водомет.

АНПА оснащен дизель-электрической энергоустановкой с полным электродвижением. Она включает дизель-генератор неназванного типа и мощности, а также литий-ионные аккумуляторные батареи большой емкости и гребной электромотор. Предусматривается резерв мощности в 18 кВт для питания полезной нагрузки.

Максимальная расчетная скорость Orca XLUUV под водой достигает 8 узлов. Экономическая – 3 узла, что даст дальность плавания до 6500 миль и автономность в несколько месяцев. Аппарат будет выполнять задачи в подводном положении, используя аккумуляторы. При необходимости он будет всплывать и включать дизель-генераторы для подзарядки – как полноразмерная обитаемая ДЭПЛ. По неофициальной информации  рабочая глубина Orca XLUUV составляет 3,4 тысячи метров.

Аппарат-платформа оснащен собственными гидроакустическими средствами, средствами навигации и связи. С использованием наработок проекта Echo Voyager созданы новые системы управления. Они способны управлять плаванием и следить за общекорабельными системами, контролировать полезную нагрузку, вести обмен данными с оператором и т.д.

В корпусе Orca предусмотрен отсек полезной нагрузки длиной 10 м; он может вместить аппаратуру общей массой до 8 т. Полезная нагрузка будет модульной и сменной. На первом этапе планируется внедрять модули с различными сенсорами и иное подобное оборудование. Затем начнутся работы по новым средствам разведки, комплексам радиоэлектронной борьбы и т.д.

При подтверждении расчетных возможностей, возможна установка вооружения. Размеры отсека в теории позволяют перевозить и применять малогабаритные противолодочные торпеды существующих типов. Будет ли разрабатываться новое оружие специально для АНПА, неизвестно.

План испытаний

В ближайшее время первый опытный АНПА Orca XLUUV должен пройти ходовые испытания и подтвердить характеристики энергетических и общекорабельных систем. В дальнейшем такую же проверку пройдут оставшиеся четыре образца. В случае отсутствия проблем с основными агрегатами, изделия будут допущены к следующим испытаниям.

При помощи нескольких опытных аппаратов NAVSEA планирует сформировать и отработать общие концепции применения такой техники. Будут изучаться вопросы самостоятельной и групповой работы, выполнения различных задач и т.д. Параллельно начнутся работы над полезной нагрузкой. Прежде всего, предполагается устанавливать и проверять гидроакустические системы и противоминные средства. Затем, по мере продолжения работ, на испытания будут выводить новые приборы и агрегаты, вплоть до вооружений.

Итогом испытаний, исследований и доводки станет полноценный многофункциональный автономный подводный комплекс, а также методики его применения для решения различных задач. Если такой комплекс будет соответствовать требованиям заказчика, его поставят в серию и начнут осваивать в частях ВМС. В противном случае Orca XLUUV может стать основой для нового, более совершенного АНПА.

Отдаленное будущее

Проект Orca XLUUV является частью полномасштабной программы разработки перспективных автономных подводных комплексов для ВМС США. Параллельно со «сверхтяжелым» автономным аппаратом от Boeing и HII разрабатываются несколько других проектов в иных весовых и габаритных категориях с отличающимися возможностями.

В перспективе Пентагон планирует создать в составе флота безэкипажные подводные силы, оснащенные техникой разных классов и типов. Новые АНПА смогут вести патрулирование и решать иные задачи как вблизи побережья, так и в океанской зоне. Они будут дополнять «традиционные» корабли и подлодки флота и брать на себя часть их работы. Ожидается, что за счет этого удастся нарастить общие возможности ВМС с определенной экономией на строительстве техники.

К настоящему времени до испытаний доведено сразу несколько перспективных АНПА разных классов и типов. В ближайшие годы они могут дойти до полноценной эксплуатации. В частности, во второй половине десятилетия на службу может поступить и тяжелый Orca XLUUV. Однако перед этим необходимо провести массу мероприятий и испытаний.

Автор: Рябов Кирилл
Использованы фотографии: Boeing
3+

от admin