Если посмотреть на современные танки любой страны мира то выглядят они плюс-минус как одна и та же машина с тюнингом. А вот в первой половине XX века танки каждого нового поколения отличались от предыдущего примерно как ночь ото дня. Особенно бурно танкостроение развивалось в межвоенный период. В СССР взлет такого «творчества» пришелся на 1930-е годы и стал возможет благодаря бурному росту военной промышленности Советского Союза, активно готовившегося к захватническим войнам. Одним из ярчайших танков той поры стал исполинский многобашенный Т-35.
Танк Т-35 стал важной вехой в развитии советского инженерного дела уже хотя бы потому, что полученный в результате его создания и эксплуатации опыт наглядно продемонстрировал всю изначальную порочность идеи о создании так называемого «сухопутного дредноута». Сухопутный дредноут – это неофициальное название многопушечных, многобашенных тяжелых танков. Идея создания таких появилась еще в годы Первой мировой войны и не давала инженерам покоя вплоть до Второй мировой войны, пока окончательно не стало понятно, что будущее лежит за однобашенными танками с одной пушкой и мощным бронированием.
Выглядит Т-35 угрожающе, хотя и походит на машину, сбежавшую со страниц какого-нибудь дизельпанка. Кроме пугающего внешнего вида хорошего в танке было откровенно не много. Обычные глубокие лужи и грязь делали с Т-35 то, что не могли (или скорее не успевали) сделать вражеские снаряды.
Танк обладал отвратительными ходовыми качествами, которые закономерным образом проистекали из его габаритов, двигателя и массы. Для наглядности приведем несколько примеров. Сравним Т-35 с наиболее знаковыми машинами Второй мировой войны. Кто-то скажет, что такое сравнение будет некорректно, зато крайне показательно, так как танки Второй мировой войны люди в целом знают и понимают лучше, чем танки 1930-х. Кроме того, Т-35 все-таки принимал участие во Второй мировой войне, по крайней мере, на её начальном этапе.
Масса Т-35 составляла 58 тонн. Для сравнения: Pz. IV – 18.4 тонны, Т-34-76 весил 26.5 тонн, PzKpfw V«Пантера» — 46 тонн, КВ-1 – 43 тонны. Крайне показательно выглядит сравнение удельной мощности танков – параметра, отражающего способность гусеничной машины к движению, его скорость и маневренность.
Итак, удельная мощность Т-35 составляла всего 10 л с/т.
Для сравнения: Pz. IV – 17 л с/т., Т-34-76 – 19.5 л с/т., PzKpfw V«Пантера» — 15.6 л с/т., КВ-1 – 11 л с/т.
Скорость движения Т-35 по шоссе составляла всего 28.9 км/ч(по грунтовой дороге скорость падала до смешных 14 км/ч) при запасе хода 100 км(80-90 по грунтовой дороге).
Для сравнения: Pz. IV – 42 км/ч и 200-250 км, Т-34-76 – 54 км/ч и 380 км, PzKpfw V«Пантера» — 55 км/ч и 200 км, КВ-1 34 км/ч 150-225 км пробега по шоссе.
Сопоставлять огневую мощь и защищенность Т-35 с упомянутыми танками еще менее корректно. Огромные размеры танка и 5 башен «размазали» броню на огромную площадь, из-за чего при внушительной массе в 58 тонн танк имел довольно посредственное бронирование в 20-30 мм(только небольшая передняя лобовая деталь имела толщину в 50 мм) Такое бронирование не могло противостоять не только противотанковым орудиям конца 30-х, начала 40-х, но даже противотанковым ружьям.
Многобашенная конструкция, в теории, должна была создать вокруг танка неприступную стену огня, но это было лишь в теории. На самом деле, экипаж в 10-11 человек управлялся(опять же теоретически) одним командиром, причем сам этот командир ко всему еще выполнял функции наводчика орудия в центральной башне. Как вы понимаете, на то, что бы вести наблюдение за полем боя, заниматься поиском целей и целеуказанием у командира просто не было времени. А о том, что бы одновременно рассказать каждому в отдельности наводчику 4-х других башен куда тем нужно стрелять или куда должен ехать механик-водитель не могло быть и речи.
Короче говоря, на практике Т-35 был огромной неповоротливой черепахой, без какой-либо защиты, к тому же «слепой» и не способный реализовать в реальных условиях и половину свое огневой мощи. Но зато на парадах он смотрелся внушительно!
1. На парадах Т-35 смотрелся красиво
2
3.При своих огромных размерах Т-35 имел, по сути, бронирование как у легких и средних танков.
4.Советский тяжелый танк Т-35, застрявший в придорожном кювете и брошенный 28-29 июня 1941 года на трассе Птичье — Верба, на северо-восточной окраине села Верба Дубновского района Ровенской области во время боя с немецкой 16-й танковой дивизией. Машина с серийным номером 0200-0, выпуска 1938 года из 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Немцами на борт танка нанесена надпись: «Bitte alles aussteigen» («Пожалуйста все выходите» – объявление на конечной станции)
5
6
7.Немецкие офицеры на броне советского танка Т-35, брошенного на улице Львовская города Гродек (Львовская область, улица Львовская — участок дороги Перемышль-Львов в черте Гродека). Данная машина из состава 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Танк выпуска 1939 года с коническими башнями и прямой подбашенной коробкой, выпущено 7 штук (номера с 744-61 по 744-67 включительно). Этот танк имеет серийный номер 744-62. С прямой подбашенной коробкой было выпущено всего 3 машины. Танк оставлен возле КПП воинской части на южной стороне Львовской улицы (по свидетельству местных жителей, после войны там также располагалась воинская часть). Машина «получила повреждения, сорвана огранка бортовых лент и сожжен бортовой фрикцион в р-не Гродека. Снаряды все расстреляны, машина приведена в негодность. Вооружение снято».
8.Компоновочная схема танка Т-35 А — отделение передних башен с постом управления механика-водителя, Б — отделение главной башни, В — отделение задних башен, Г -моторное отделение, Д — трансмиссионное отделение. 1 — 45-мм пушка 20К, 2 — 76,2-мм пушка КТ-28, 3 — перископический прицел ПТ-1,4- бронировка выхода антенны, 5 — радиостанция 71-ТК-1, 6 — поручневая антенна, 7 — сиденье наводчика 76,2’мм пушки КТ-28, 8 — сиденье радиста, 9 — укладка 76-мм выстрелов на стенке корпуса, 10 — сиденье механика-водителя, 11 — рычаг управления бортовым фрикционом, 12 — педаль главного фрикциона, 13 — педаль акселератора, 14 — буксирная серьга, 15 — звуковой сигнал, 16 — носовая укладка 45-мм артвыстрелов, 17 — 7,62-мм пулемет ДТ, 18 — стеллажи пулеметных магазинов, 19 — походное сиденье стрелка-пулеметчика, 20 — укладки 76-мм выстрелов под верхним настилом пола главной башни, 21 — верхний настил пола главной башни, 22 — укладка пулеметных магазинов на полу отделения задних башен, 23 — сиденье заряжающего, 24 — укладка 45-мм артвыстрелов на борту корпуса, 25 — воздушный фильтр, 26 — отверстия для притока воздуха к радиаторам, 27 — двигатель М-17,28 — подмоторная рама, 29 — выхлопной коллектор, 30 — глушитель, 31 — главный фрикцион, 31 — карданный вал привода к вентилятору, 33 — коробка перемены передач, 34 — вентилятор, 35 — жалюзи воздухопритока к вентилятору, 36 — броневой колпак фары, 37 — башмак, ограничивающий прогиб гусеницы, 38 — распылитель дымового прибора.
Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте, чтобы предоставить вам наиболее актуальный опыт, запоминая ваши предпочтения и повторные посещения. Нажимая «Принять все», вы соглашаетесь на использование ВСЕХ файлов cookie. Однако вы можете посетить «Настройки файлов cookie», чтобы предоставить контролируемое согласие.
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie
Duration
Description
cookielawinfo-checkbox-analytics
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics".
cookielawinfo-checkbox-functional
11 months
The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category "Functional".
cookielawinfo-checkbox-necessary
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary".
cookielawinfo-checkbox-others
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other.
cookielawinfo-checkbox-performance
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance".
viewed_cookie_policy
11 months
The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data.
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.