27+

Официально принятая точка зрения от исторической правды может различаться кардинально. Советская пропаганда упорно называла штурмовики ИЛ-2 «летающими танками», тогда как сами летчики предпочитали куда менее пафосное «летающие гробы». Фронтовики не жалели ярких эпитетов и для самоходной установки СУ-76. Самую массовую советскую самоходку Второй мировой называли и «сучкой», и «голожопым Фердинандом», и «братской могилой». Но так ли плоха была «семьдесят шестая», как предполагают ее прозвища?

Разработку этой самоходки началась летом 1942-го. Причем в авральном порядке. Красной армии срочно требовалась легкая САУ (самоходная артиллерийская установка) для непосредственной поддержки пехоты в бою. Изначально эти функции возлагались на легкие и средние танки. Но первые обладали слишком неэффективным вооружением, а вторые были сложны в производстве и дороги.

Именно поэтому главным преимуществом СУ-76 изначально должна была стать простота конструкции и дешевизна, а стало быть, и массовость выпуска. По большому счету «семьдесят шестая» — это шасси легкого танка Т-70 с установленной в рубку пушкой ЗиС-3 калибра 76 мм, отсюда и цифровой индекс модели. Изначально СУ-76 выпускалась в варианте с закрытой рубкой. Но первый опыт боевого применения показал: тесное боевое отделение машины и высокая загазованность при стрельбе мешают эффективному ведению огня.

За эти недочеты, а также низкое качество первых образцов самоходки, инженер-конструктора Семена Гинзбурга, который вел разработку СУ-76, отстранили от должности и отправили в действующую войсковую часть (там, на фронте, он вскоре и погибнет). Саму же «сушку» вернули на доработку. Модернизированная версия получила новую схему силовой установки, а главное — полуоткрытую рубку, защищенную только спереди и с боков. Именно это решение, как считается, и стало причиной всех нелестных прозвищ СУ-76.

В частности, самоходку обвиняли в том, что экипаж можно вывести из строя одним попаданием осколочной гранаты, а броня, где она была, обеспечивала только защиту против пуль, но не снарядов. Однако, можно сказать, что это только половина правды. СУ-76 создавалась как легкая САУ поддержки пехоты, что изначально было ошибочной концепцией. Подобные САУ должны действовать скорее из засады, применяя тактику мобильной обороны, по принципу-выстрелил-удрал. САУ поддержки пехоты как раз должна обладать надежной лобовой броней, ведь идя в атаку вместе с пехотой никогда не знаешь, что тебе встретится, а это может быть все, что угодно, начиная от противотанковых ружей и заканчивая хорошо замаскированным противотанковым орудием или даже танком.

В городах «семьдесят шестая» зарекомендовала себя чуть лучше. Достаточно мощное орудие легко подавляло огневые точки противника, а полуоткрытая рубка иногда давала довольно специфическое преимущество. Так экипажам было проще координировать действия с пехотой. Но в свою очередь, именно из-за открытой рубки экипажи несли огромные потери от огня стрелкового оружия с верхних этажей зданий. Для того, что бы уничтожить экипаж самоходки, достаточно было бросить из окна противопехотную гранату «примерно в ее сторону». Даже если граната попадала не прямо в рубку, а взрывалась рядом, экипаж оглушался и на какое время выходил из строя. Если же граната взрывалась позади машины, то спины танкистов «защищали» только их фуфайки , обычно, в таких случаях, в рубке не выживал никто.

Ко всему выше сказанному СУ-76 пытались использовать даже как истребитель танков, бросая их в бой против «Пантер» и «Тигров», что,  как вы понимаете, почти тоже самое, что бежать на встречу поезду с криком-ЗАДАВЛЮ!  Для этой роли в РККА были другие исполнители: СУ-85, СУ-100 и ИСУ-152. Но советские «полководцы» не особо озабочивались  потерями личного состава, и обычно, бросали в атаку все, что имелось под рукой, «а бабы еще нарожают».

Источник:https://zen.yandex.ru/worldoftanks.ru

27+

от admin