Тема гладиаторских боёв, особенно после её популяризации Голливудом, является чуть ли не самой популярной темой в истории Древнего Рима. И один из наиболее частых вопросов в этой теме всегда был вопрос о том, что неужели гладиаторы и вправду сражались насмерть или это было всего лишь шоу, опасное, кровавое, но всё-таки шоу?
Сразу следует сказать о том, что гладиаторские бои в Древнем Риме, как любое социальное явление, переживала рождение, развитие, расцвет и упадок. И на протяжении всех этих стадий и облик гладиатора, и его суть существенно, очень существенно менялись!
Обычно люди, когда говорят «гладиатор», подразумевают под этим термином классического бойца арены, представляя себе нечто вроде этого:
На самом же деле, примерно так выглядели гладиаторы весьма позднего периода Римской империи. Приблизительно второго-третьего века нашей эры.
Ранние гладиаторы и выглядели совершенно иначе, и суть и смысл их существования был в другом…
Если поздний, классический гладиатор — это боец-шоумен, цель которого — потешить толпу, дать ей зрелище, то гладиатор ранний, изначальный, это… Жертва. Точнее говоря объект для жертвоприношения.
Изначально это был вообще не римский обычай, а кампанский — племен, живших на юге Италии, в области Кампания. Один из первых, если не самый первый случай упоминания гладиаторов — это 308 год до н.э., когда римляне со своими союзниками-кампанцами праздновали победу над племенем самнитов. Именно союзники тогда вывели на арены гладиаторов в самнитских доспехах и заставили их драться между собой. тогда же, судя по всему, и появился самый древний класс гладиаторов — самнит.
Хотя, кстати, Тит Ливий упоминает, что эти самые гладиаторы в то время у кампанцев «давали представления на пиршествах», но без подробностей. И это был еще не римский обычай.
В Риме он появился в 264 году до н. э., когда братья Марк и Децим Бруты устроили первые бои гладиаторов на Бычьем Форуме — скотном рынке. Покойный папа оставил им ощутимую сумму на свои похороны, завещав непременно купить шесть рабов, разбить их попарно и заставить сражаться в его честь.
Тертуллиан писал: «умерщвляемые таким способом считались жертвой, приносимой в честь умерших родственников». И назывались эти бойцы — бустуарии. От слова «bustum» — «погребальный костер».
Выступление первых бустуариев произвело в Риме подлинный фурор. Народ был впечатлен. Но тем не менее повторился такой «праздник» только через полвека, в 216, когда три сына консула Марка Эпилия Лепида устроили погребальные игры в память своего отца. Двадцать две пары гладиаторов-бустуариев сражались тогда на протяжении трех дней.
Вскоре подобная практика стала традиционной для богатых и знатных римлян. Это был и способ продемонстрировать свое богатство и влияние, и привлечь на свою сторону плебс, купив его внимание…
И вот в этот-то исторический период хотя бы один из сражавшейся пары гладиаторов непременно должен был быть убит, поскольку сам поединок был именно формой принесения жертвы богам или душам предков. «Войдут двое — выйдет один», как говорится -«ничего личного, это всего лишь бизнес»
До идеи восприятия гладиаторских боев именно как «чисто зрелища», а самих бойцов — как не жертв, а скорее спортивных бойцов, вроде как в греческом панкратионе(в котором, стоит сказать, соревнования все же частенько заканчивались тяжёлыми увечьями или даже гибелью одного из бойцов, но они хоть при этом не пытались зарезать друг дружку), обществу надо было еще дозреть. Никакие социально-психологические изменения не происходят мгновенно.
Зато народ очень быстро сообразил, каким образом при помощи меча на арене можно решать личные проблемы:
«…Не купленные на рынке рабы и не те свободные, что торгуют своей кровью. Вступали в поединок по доброй воле, и платы здесь не полагалось. Одних послали царьки — явить пример доблести, присущей их племени; другие вызвались сами из расположения к вождю; третьих ревность или противоборство побуждали вызвать соперника или не отказаться от вызова. Те, кто не мог или не хотел мирно покончить спорное дело, уговаривались решить его мечом: победитель получит то, о чем спорили… После гладиаторских поединков даны были погребальные игры, какие можно было дать на деньги провинции и с лагерным оснащением»
Это строки Тита Ливия о серии публичных поединков, организованных Сципионом в 206 году до н. э. в Испании, в рамках погребальных игр, устроенных им в честь отца и дяди, павших от рук пунов (карфагенян). Это опять-таки еще не чистые гладиаторские игры, но нечто более приближенное, как ни странно, или к средневековым турнирам — «явить пример доблести», или к судебным поединкам, опять-таки средневековым — «уговаривались решить спорное дело мечом».
Хотя, кстати, для менталитета древнего римлянина воинский турнир так, как его понимали в Средневековье — дело не почетное, а скорее… Грязное.
Подведем же итог: гибель гладиатора на арене была обязательной лишь в тот исторический период, когда он считался человеческой жертвой богам, а сам бой, поединок, был лишь формой жертвоприношения. Когда смысловые акценты сместились в сторону не религиозных ритуалов, но именно зрелищ — все изменилось. Тогда, к слову сказать, и начали появляться специальные гладиаторские школы.
Источники:
Лосев А. Ф. Гладиаторы // Эллинистически-римская эстетика I—II в. н. э.
https://dzen.ru/ryzhij_rycar
https://ru.wikipedia.org/



