3+

12 декабря 1930 года, впервые взлетел истребитель И-8 — первый самолет выдающегося авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. Правда, широкая известность и признание к Сухому пришли гораздо позже, уже в послевоенную эпоху реактивной сверхзвуковой авиации.

Во времена создания И-8 у Сухого еще не было своего КБ и он работал на «фирме» Туполева, а Туполев при всех своих достоинствах был не чужд тщеславия, поэтому все самолеты его КБ, вне зависимости от их подлинного автора, маркировались аббревиатурой АНТ — «Андрей Николаевич Туполев». К примеру, скоростной бомбардировщик СБ, спроектированный Александром Архангельским, получил «фирменное» обозначение АНТ-40, истребитель Александра Путилова И-4 — АНТ-5, а истребителю И-8 достался «несчастливый» индекс АНТ-13.

Тем не менее, АНТ-13 получился очень удачным, став первым советским боевым самолетом, преодолевшим скоростной рубеж в 300 км/ч. На испытаниях он достиг скорости 310 километров в час. За свою «прыть» и небольшие размеры машина получила неофициальное прозвище «жокей».

Скороподъемность АНТ-13 составляла 833 метра в минуту. Для сравнения, у истребителя ЛаГГ-3, появившегося на 10 лет позже и оснащенного гораздо более мощным мотором, она не превышала 735 м/мин, а ровесник АНТ-13 — поликарповский истребитель И-5 набирал всего лишь 535 метров в минуту.

АНТ-13 также значительно опережал И-5 по скорости и потолку, однако, в серийное производство запустили не его, а поликарповскую машину. Все дело в том, что АНТ-13 был оснащен американским двигателем Кертисс «Конкерор». В 1930 году планировалось купить лицензию на этот мотор и наладить его выпуск в СССР, но потом от этой идеи отказались(скорее всего поняли, что советский технический уровень, который, практически до конца ВМВ находился на уровне Европы конца 19-го века, не позволит серийно выпускать «высокотехнологичный» американской двигатель. прим редакции).

А равноценного ему мотора в СССР не было. Выпускавшийся в Советском Союзе двигатель М-17 (лицензионная копия немецкого BMW-VI) был слишком тяжелым и громоздким для миниатюрного «жокея», он весил почти на два центнера больше «Конкерора».

В результате, И-8 так и остался в единственном опытном экземпляре, который летал до конца 1932 года, а потом его отправили на слом. И от этой весьма перспективной машины осталось лишь техописание, отчет об испытаниях и несколько фотографий.

ЛТХ:
Модификация   И-8
Размах крыла, м   9.00
Длина, м   12.78
Высота, м   3.34
Площадь крыла, м2   20.00
Масса, кг  
  пустого самолета   960
  нормальная взлетная   1424
Тип двигателя   1 ПД Curtiss V-1570 Conqueror
Мощность, л.с.   1 х 600
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   310
  у земли   303
Крейсерская скорость , км/ч   287
Практическая дальность, км   440
Максимальная скороподъемность, м/мин   833
Практический потолок, м   8500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.62-мм пулемета ПВ-1

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com

http://www.airwar.ru/

Крылья Родины 1986-07. Вячеслав Кондратьев. Малоизвестный самолет

Авиация и Космонавтика 1997-10.  Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ»

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.

Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970

Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов

Максимилиан Саукке. Самолеты Туполева. АНТ-1 — АНТ-15

SAE Int. Paul Duffy, Andrei Kandalov. Tupolev: The man and his aircraft

3+

от admin