2+

С обнаружением воздушных целей на дальних подступах лучше всего могут справиться самолеты, имеющие на вооружении мощную обзорную РЛС. Самолет для этих целей должен обладать большой продолжительностью полета — 10—12 часов, практическим потолком 8000—12 000 м. К концу 1950-х гг. наиболее подходящими для самолета ДРЛО были самолеты КБ А.Н. Туполева. Согласно постановлению правительства № 608-293 от 4 июля 1958 г. этому КБ поручалось спроектировать и построить комплекс ДРЛО для обнаружения воздушных и морских целей на базе серийного бомбардировщика Ту-95. Тема в КБ получила обозначение самолет «126», официальное — Ту-126 (самолет «Л»).

 

Проведенный анализ и первые оценочные проекты КБ показали, что создавать комплекс на базе Ту-95 нецелесообразно, более рациональным было бы использовать пассажирский самолет Ту-114. Фюзеляж Ту-114 позволял разместить большое количество радиоэлектронной аппаратуры, обеспечить ей нормальный температурный режим на борту и создать приемлемые условия для длительной работы экипажа, который должен был состоять из двух смен по 12 человек.
В начале 1960 г. ВВС определили базовый самолет, на котором должно быть установлено оборудование ДРЛО — на основе серийного Ту-114. 30 мая 1960 г. вышло новое постановление правительства СССР № 567-230, в котором заводу № 18 поручалось построить самолет Ту-126 с комплексом бортовой аппаратуры «Лиана». РЛС «Лиана» создана в Московском НИИ приборостроения под руководством А.Т. Метельского. Антенна станции размещалась во вращающемся надфюзеляжном обтекателе, РЛС способна обнаруживать воздушные цели на дальности до 350 км, а крупные морские цели — на удалении до 400 км. Самолет предполагалось использовать на Арктическом ТВД, где не имелось сплошного радиолокационного поля.

 

 

Работа по самолету Ту-126 шла довольно быстро, эскизный проект был утвержден в августе 1960 г., а в декабре был принят макет самолета. Самые существенные изменения в планере Ту-114 претерпел фюзеляж. В носовой части установили обтекатель головок астросекстантов, под фюзеляжем — воздухозаборник системы охлаждения РЛС «Лиана», антенну которой расположили во вращающемся обтекателе диаметром 11 м на пилоне перед килем. Антенна вращалась в полете со скоростью 10 оборотов в минуту. Возникла проблема с заказом большого подшипника для вращающегося узла, в стране таких просто не существовало. Благодаря настойчивости А.Н. Туполева производство таких подшипников было освоено в Москве. Внутри пилона для технического обслуживания имелся люк, а высота обтекателя позволяла свободно перемещаться в нем человеку. Пассажирская кабина базового самолета претерпела существенное изменение, передняя и средняя части фюзеляжа были заняты пультами с рабочими местами операторов, в задней части располагались агрегаты РЛС и связи. В кормовой части фюзеляжа для улучшения путевой устойчивости внизу установлен дополнительный киль, а на концах стабилизатора закрепили антенны согласующего устройства «Арфа».

 

Первый опытный самолет Ту-126 был построен осенью 1961 г. Первый полет совершил 23 января 1962 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем И.М. Сухомлиным. Первые семь испытательных полетов были выполнены с макетом станции «Лиана». Летные испытания продолжались до апреля 1965 г., хотя уже в ноябре 1963 г. самолет был запущен в серийное производство. Характеристики устойчивости и управляемости самолета Ту-126 с РЛС наверху практически не отличались от характеристик Ту-114. Всего было построено девять машин, на серийных машинах в кормовой части устанавливали контейнер с аппаратурой РЭП, а в носовой части — систему дозаправки топливом в полете, аналогичную применявшейся на Ту-95. Недостатком РЛС «Лиана» была невозможность обнаруживать цели на фоне земли, и появление в 1960-х гг. самолетов, способных проникать к цели на низкой высоте, сделало комплекс Ту-126 практически бесполезным. В 1984 г. самолеты Ту-126 сняли с вооружения, заменив на А-50(построенные на базе транспортного Ил-76) с РЛС «Шмель».

 

Тактико-технические характеристики Ту-126

— Главный конструктор: А.И. Путилов
— Первый полёт: 1962 год
— Начало эксплуатации: 1965 год
— Конец эксплуатации: в 1980 годах
— Единиц произведено: 9

Экипаж

— 4-5 (плюс 7-8 человек операторов ДРЛО)

Двигатель

— ТВДх4, НК-12МВ
— Мощность, кВт: 4 х 11035

Размеры

— длина самолёта: 54,1 м
— размах крыла: 51,1 м
— высота: 15,5 м

Вес

— Масса пустого самолета: 105000 кг
— Масса нормальная взлетная: 170000 кг
— Масса максимальная взлетная: 175000 кг
— Внутренние топливо: 72980

Скорость

— максимальная скорость на высоте 9 000 м: 790 км/ч
— крейсерская скорость: 650—700 км/ч

Практический потолок

— 10 700 м

Дальность полета

— Практическая дальность, км: 12550
— Продолжительность полета, ч: 25

Источники:

http://oruzhie.info/

Авиация и Время. Ефим Гордон, Владимир Ригмант. Один на один с небом

Крылья Родины. Николай Бобошин, Николай Якубович. Воздушный патруль

История ТАНТК им. Г.М. Бериева

ТАНТК им. Г.М. Бериева. Фотоархив 1932-1945

Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ»

Роман Астахов. Русская Сила. Самолет ДРЛО Ту-126

Авиация и Космонавтика. Евгений Климович. Михаил Никольский. Развитие и применение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления

2+

от admin