5+

Происхождение лампасов

Особое место в военной форме казаков всегда занимали лампасы. Носивший этот знак считался свободным человеком, не платящим податей, обязанным только военной службой. Впрочем, как изначально назывался лампас у казаков, никто не знает, так как это слово пришло к нам из немецкого языка, а в него – по-видимому, из французского, где уже в Х веке обозначало технику нашивки. Из немецкого слово «лампас» распространилось на характерный элемент военной униформы.

Подобие лампаса, как считается, носили еще скифы в глубокой древности. Причем есть зловеще-романтическая версия его происхождения. Греки некогда узнали про ношение штанов именно от скифов (в Западной Европе штаны, которые назывались-«браки»  носились кельтами). И греки, и римляне считали такой элемент одежды типично варварским. У скифов, как передавали некоторые античные историки (впрочем, уже после того, как скифы сошли с исторической арены), был обычай вытирать меч, измазанный кровью врага, о собственные штаны. И вот эта полоса запекшейся кровью на боку штанины стала служить указанием на доблесть воина – скольких врагов он лично зарубил и зарезал. Потом эту манеру заимствовали от скифов и другие народы – готы, гунны, а через них и викинги.

Казаки якобы тоже могли унаследовать этот знак отличия от своих степных предшественников – скифов, готов и т. д. Со временем полоса на штанине стала символом принадлежности к самым бесстрашным воинам. И поскольку издали перед сражением нельзя было различить, какого, собственно, происхождения эта полоса, а не каждый казак мог похвастать убитым врагом, то казаки стали просто нашивать вертикальные красные полосы на свои шаровары.

Есть более прозаическая и, скорее всего, более правдоподобная версия происхождения лампасов у казаков. Казаки, помимо вольностей получали еще и жалованье, размер и форма которого зависело от места службы – у польского короля либо у московского царя. И вот как-то раз монарх прислал очередное жалованье – хлебом, вином, оружием и материями на одежду. Материи разных цветов оказалось неодинаковое количество – больше всего синей, а меньше всего красной. Казаки, однако, разделили каждую материю поровну. Синей ткани хватило, чтобы каждый казак сшил себе шаровары. А алой ткани досталось только по полоске на казака. Подумали казаки и решили нашить себе эти алые полоски на шаровары. Так ли это на самом деле – тоже неизвестно.

Цветовые различия

Лампасы неизменно оставались элементом казачьей военной формы даже в те периоды, когда они упразднялись в регулярных частях Русской армии. Кроме того, если у регулярных войск лампасы были принадлежностью только парадной формы офицера, то для казаков лампас действительно служил почетным знаком сословной принадлежности и использовался в полевой форме у всех чинов, начиная с рядовых.

Лампас (правда, в сочетании с другими элементами формы) служил обозначением принадлежности к определенному казачьему войску. Цвета лампасов складывались в зависимости от происхождения того или иного казачьего войска. Новое казачество, возникшее от старшего, часто наследовало цвет лампасов последнего.

Так, у донских казаков лампасы были красные. Красные лампасы были и у сибирских(алые), семиреченских(малиновые) и енисейских казаков. Красные же лампасы были также у волжских казаков, упраздненных в конце XVIII века. Красные– у кубанских и малиновые уральских казаков. У терских казаков были лампасы светло-синего цвета, и такие же лампасы ( независимо от терских) носили оренбургские казаки. Забайкальские казаки носили лампасы желтого цвета. Желтые же лампасы были у казачьих войск, возникших в конце XIX века на Дальнем Востоке, в основном из забайкальцев – Амурского и Уссурийского. Независимо от них желтый цвет лампасов появился у астраханских казаков.

  1. Амурские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка тёмно-зелёная с тёмно-зелёным околышем с тремя жёлтыми выпушками
  2. Астраханские казаки — синие мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем
  3. Волжские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон красный с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем
  4. Донские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем
  5. Енисейские казаки — мундир чёрного цвета, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка чёрного цвета с жёлтым околышем
  6. Забайкальские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем
  7. Кубанские казаки — чёрная или сиреневая черкеска с газырями, чёрные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык.
  8. Оренбургские казаки — тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем
  9. Семиреченские казаки-мундир с 1892 темно синего цвета, с начала ХХ века оливково-зеленый, малиновые лампасы, малиновый погон, с ХХ века темно зеленый.
  10. Сибирские казаки — мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем
  11. Терские казаки — чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем
  12. Уральские казаки — синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем
  13. Уссурийские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем

Как видим, по одним лампасам еще нельзя было определить принадлежность к конкретному казачьему войску. Определяющее значение имел весь комплект военной формы. Так, кубанские казаки нашивали малиновые лампасы на черные шаровары, а уральские – на синие. Из тех, у кого были голубые лампасы, терские казаки носили черные шаровары (как кубанцы), а оренбуржцы – серо-синие. Волжские казаки, рано отделившиеся от донских, отличались только цветом погонов: красные у них, синие – у донцов.

У поздно возникших (во второй половине XIX века) казачьих войск также было много общего в форме. Все казаки, жившие восточнее Уральского хребта, носили форму одного защитного цвета с Сибирским войском или близкую к нему. Различия между разными казачьими войсками, у кого при этом были красные или желтые лампасы, определялись по цвету погон. Астраханские казаки унаследовали старинный синий цвет брюк.

Вот такие цветовые различия формы подчеркивали традиции конкретного казачьего войска. Причем характерно, что чем старее было войско, тем больше у него особенных признаков по цвету элементов формы. Казачьи войска, учрежденные позже других, не отличались в этом отношении большим разнообразием.

Источники:

https://cyrillitsa.ru/

https://ru.wikipedia.org/

5+

от admin