4+
103 года назад, 15 июля 1918 года началась последняя неудачная попытка наступления германской армии в Первой мировой войне. Союзники называли ее «Второй битвой на Марне», а немцы — «Битвой за мир», подразумевая, что успех операции вынудит Антанту заключить выгодный для Германии мирный договор.

Однако уже через день наступление захлебнулось, а 18 июля французы, англичане и американцы нанесли контрудар, разгромили противника и к шестому августа отбросили его далеко за исходные рубежи. Немцы потеряли 168 тысяч человек, из них 29 тысяч — пленными. Совокупные потери их противников — примерно 134 тысячи.

В военно-техническом отношении «Вторая Марна» интересна тем, что в ней обе стороны активно и в больших количествах использовали танки. Правда, у немцев своих почти не было — германская промышленность за время Первой мировой войны выпустила всего 20 танков A7V. Зато у них имелось гораздо больше трофейных машин, захваченных в боях с тех пор как англичане начали применять их на Западном фронте.

Всего в 1916-18 годах немцам досталось примерно 170 танков, но далеко не все из них были пригодны к восстановлению. Точное количество английских «панцервагенов», воевавших в армии кайзера, неизвестно. Обычно его оценивают в 75-80 штук, однако, единовременное количество никогда не превышало 45 экземпляров. Подавляющее большинство из них относилось к типу Mark IV с пушечным, пулеметным или смешанным вооружением.

Трофейные «ромбы» немцы ремонтировали на заводе в оккупированном французском городке Шарлеруа. Чтобы не испытывать проблем с боепитанием, пушечные машины переоснащали 57-миллиметровыми скорострельными орудиями Максима-Норденфельта — такими же, какие стояли на A7V.

Чтобы солдаты могли отличать свои танки от вражеских, на их борта в обязательном порядке наносили по два крупных «тевтонских» креста — впереди и позади спонсона. На бортах также зачастую рисовали номер в широком белом круге, как на первом снимке подбитого Mark IV, вернувшегося к своим прежним хозяевам.

Еще один крест изображали на нижнем листе лобовой брони, а на верхнем обычно писали большими буквами название машины, которое более мелко дублировалось на обоих бортах. В германской армии каждый танк, помимо бортового номера, имел свое имя, как боевой корабль. В конце войны вместо «тевтонских» крестов начали рисовать прямые, которые немцы называли «балочными». После ремонта танки поступали в отряды трофейной бронетехники Beutepanzerkampfwagen Abteilung №11, 12, 13, 14, 15 и 16.

С большинством трофейных танков, обращенных немцами против их создателей, союзники поступили по методу Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью», а уцелевшие машины были уничтожены после войны в соответствии с условиями Версальского мирного договора. Но до этого некоторые из них еще успели поучаствовать в подавлении берлинского восстания «спартаковцев» в январе 1919 года.

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com
4+

от admin