1+

В начале 1950-х в Индии было принято решение о начале работ по разработке нового индийского ОБТ, позднее получившего название танк Arjun. Для того чтобы устранить зависимость от иностранных государств в разработке и производстве бронетехники, и поставить страну в один ряд со сверхдержавами в отношении качества танка, правительство Индии с 1974 года санкционировало проект по разработке танка.

Один из первых прототипов танка «Арджун» был обнародован в апреле 1985 года. Вес боевой машины около 50 тонн, и планировалось, что танк будет стоить около $ 1,6 миллионов долларов США. Однако стоимость танка несколько возросла с 80-х годов, а также процесс развития танка сталкивался с задержками. В итоге конечный продукт стал визуально напоминать немецкий танк «Леопард 2», однако, в отличие от немецкого танка, его будущее остается под сомнением. Несмотря на производство собственного танка Индия планирует массовые закупки и российских танков Т-90, хотя уже есть заказ на производство 124 танков «Арджун» на индийских оборонных мощностях.

 

Танк Арджун Мк1

Были сообщения что к 2000 году планировалась поставить в войска 1500 танков «Арджун» для замены устаревшего танка «Виджаянта», однако этого не произошло. Судя по увеличению импортных комплектующий виной послужили технические проблемы. Однако иметь на вооружении танк собственной разработки для Индии вопрос чести, особенно на фоне попыток Пакистана создать свой танк «Аль Халид».

Индийский танк Arjun имеет классическую схему компоновки. Механик-водитель располагается впереди и справа, башня танка расположена в центральной части корпуса. Командир танка и наводчик находятся в башне справа, слева — заряжающий. Позади установлена силовая установка танка. 120-мм нарезная танковая пушка стабилизирована в двух плоскостях, при стрельбе используются только унитарные выстрелы. С основным вооружением танка монтируется СП калибра 7,62-мм, на крыше устанавливается 12,7-мм ЗП. Стандартное оборудование танка включает компьютерную СУО, ПНВ, систему РХБЗ. На задней части корпуса обычно монтируются бочки с запасом топлива.

 

Танк Арджун Мк2

59-тонный «Арджун» может достигать максимальной скорости 70 км/ч (55 миль/ч) по шоссе и по пересеченной местности — 40 км / ч с. На танке используется композитная броня собственной разработки, системы автоматического обнаружения и тушения пожара, а также система противодействию оружию массового поражения.

Танк Arjun имеет передовые электрические и другие специальные системы, такие как комплексная система обнаружения и тушения пожара, состоящая из инфракрасных детекторов для обнаружения пожара и систем пожаротушения — она срабатывает и предотвращает взрыв в отсеке экипажа в течении 200 милисекунд, а в моторном отсеке в течении 15 секунд, тем самым повышая эффективность танка и живучесть экипажа. Броневая защита носовой части сварного корпуса — комбинированная, с большим углом наклона верхнего лобового листа. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами, передняя часть которых изготовлена из броневого материала. Лобовые листы сварной башни расположены вертикально и представляют собой комбинированную преграду.

Корпуса и гидропневматическая подвеска уплотнены для предотвращения попадания пыли и просачивания воды в корпус во время операций в болотистой местности или движения танка вброд. В ходовой части используется нерегулируемая гидропневматическая подвеска, двускатные опорные катки с наружной амортизацией и обрезиненные гусеницы с резинометаллическими шарнирами и съемными резиновыми подушками. Первоначально планировалась установка в танк газотурбинного двигателя мощностью 1500 л. с., но впоследствии это решение было изменено в пользу 12-цилиндрового дизеля воздушного охлаждения такой же мощности. Мощность созданных образцов двигателя находится в пределах от 1200 до 1500 л. с. В связи с необходимостью доработки конструкции двигателя на первой серийной партии танков установлены закупленные в ФРГ двигатели фирмы MTU мощностью 1100 л. с. и автоматические трансмиссии серии ZF. Одновременно рассматривается возможность производства по лицензии газотурбинного двигателя танка М1А1 или дизельных двигателей, применяемых на танках «Челленджер» и «Леопард-2».

Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер, двухплоскостной стабилизатор, электронный баллистический вычислитель и тепловизионный прицел. Возможность контроля системы огня в движении в ночное время является крупным шагом вперед для индийских танковых войск.

Дальнейшие усовершенствования танка были признаны необходимыми даже после того, как профиль и дизайн танка «Арджун» была утвержден , но список недостатков после 20 лет развития был достаточно велик. В дополнение к многочисленным техническим изменениям системы управления, системы управления огнем, в частности система управления не в состоянии стабильно работать днем в условиях пустыни — при температуре выше 42 градусов по Цельсию (108 ° F). Дефекты были выявлены во время испытаний танка «Арджун» в пустыне Раджастан — главным был перегрев двигателя. Первые 120 танков было построено к 2001 году и обошлись в 4,2 миллиона долларов США каждый, а по другим оценкам стоимость одного танка превысила цифру 5,6 миллионов долларов США за штуку. Производство партий танков может занять больше времени, чем запланировано.

Армейское начальство вооруженных сил Индии считает, что танк «Арджун» получился очень громоздким для стратегического передвижения, т. е. для перевозки по железнодорожным путям Индии из одного района страны в другой в случае угрозы в том или ином секторе страны. Проекты танка были приняты в начале 80-х годов 20 века и Индийская промышленность была просто не готова приступить к осуществлению полноценного производства этой машины. Задержка в развитии систем вооружения танка «Арджун», не только привела к значительной потере доходов, а также к запоздалым закупкам систем вооружения из других стран. Даже по прошествии более чем 32 лет, промышленность не готова удовлетворить потребности своей армии в современных танках.

Планируемые варианты боевых машин на базе танка «Арджун» включают мобильные штурмовые орудия, транспортные средства, наблюдательные пункты ПВО, эвакуационные машины, инженерные машины.

Модификации танка Арджун

«Арджун I-ой серии»

«Арджун II-ой серии»

23 февраля 2011 года Организация оборонных исследований и разработок Индии объявила о завершении создания новой версии национального танка. Согласно планам DRDO, первый этап испытаний военными нового «Арджун II-ой серии» начнется в июне 2011 года, а второй — в 2012 году.

Массовое производство танка было назначено на 2014 год (в то же время, что и принятие его на вооружение).

Основные изменения вызваны локализацией производства немецкого двигателя MTU MB838 Ka-501 и трансмиссии Renk RK 304S для повышения локализации производства до 90 %, а также усиление огневой мощи за счет внедрения более наукоемких разработок. Так, например, новая версия танка будет обладать способностью запуска противотанковых ракет через ствол пушки.

Arjun также получит новую динамическую защиту, системы наведения и наблюдения, а также системы ночного видения и аппаратуру связи. На танке установили модернизированную динамическую защиту «Контакт-5», что повысило защищенность танка.

В сентябре 2011 года А. К. Антони, министр обороны Индии, сообщил, что новый индийский танк «Арджун II-ой серии» будет стоить 370 млн рупий (6,27 млн долларов) за единицу. По словам министра, производство танков «Арджун II-ой серии» на казенном заводе HVF (Heavy Vehicles Factory) в г. Авади на юге Индии переносится на 2015 год. Заменит в армии танки Т-72М и Т-55. На 90 % будет из Индийских комплектующих, сможет стрелять управляемыми ракетами через ствол пушки.

На вооружении

Индия — 124 «Арджун I-ой серии» (2 танковых полка), по состоянию на 2011 год. Первая партия этих танков в количестве 124 единиц была заказана в 2000 году. В середине мая 2010 года сухопутные войска Индии разместили второй заказ еще на 124 Арджун Mk.I. Также планируется произвести не менее 250 «Арджун II-ой серии».

 

Тактико-технические характеристики танка Арджун Мк1

Экипаж, чел.: 4
Разработчик: Combat Vehicles Research and Development Establishment
Производитель: Heavy Vehicles Factory
Годы производства: с 2006
Годы эксплуатации: с 2011
Количество выпущенных, шт.: 124
Компоновочная схема: классическая

Масса танка

— 58,5 тонн

Размеры

— Длина с пушкой вперёд, мм: 10 194
— Ширина корпуса, мм: 3847
— Высота, мм: 2320
— Клиренс, мм: 450

Броня

— Тип брони: комбинированная «Канчан», противоснарядная

Вооружение

— Калибр и марка пушки: 120-мм
— Тип пушки: нарезная
— Боекомплект пушки: 39
— Дальность стрельбы, км: ПТУР: 6,0
— Прицелы: перископический, панорамный, тепловизор и лазерный дальномер
— Пулемёты: 1 × 12,7-мм НСВТ, 1 × 7,62-мм TK715A
— Другое вооружение: ПТУР «ЛАХАТ»

Двигатель

— Тип двигателя: MB838 Ka-501
— Мощность двигателя, л. с.: 1400

Скорость

— Скорость по шоссе, км/ч: 70
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40
— Запас хода по шоссе, км: 360
— Запас хода по пересечённой местности, км: 210
— Удельная мощность, л. с./т: 23,9
— Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,84
— Преодолеваемый подъём, град.: 35
— Преодолеваемая стенка, м: 0,9
— Преодолеваемый ров, м: 2,45
— Преодолеваемый брод, м: 1,4 (2,1 с подготовкой)

Источник:http://oruzhie.info/

1+

от admin