1+

В 1962 году было достигнуто соглашение между США и ФРГ о совместной разработке к 1970 году основного боевого танка (ОБТ – Main Battle Tank – MBT) для армий обеих стран. Причем, согласно этому соглашению обе страны брали на себя взаимные обязательства о прекращении любых самостоятельных разработок по данному направлению. Предполагалось, что такой подход даст возможность достаточно быстро и дешево создать ОБТ (MBT), превосходящий советский основной боевой танк (ОБТ) Т-64. Для обеспечения работ над проектом ОБТ (MBT) было создано совместное американо-германское конструкторское бюро, куда вошли специалисты на равных правах американских фирм “Allison” (отделение “General Motors Corporation”) и “Lockheed Martin” и германской – “German Development Corporation”.

В самом начале работы над проектом у задействованных сторон появились разногласия в вооружении будущего танка и его весовых показателях. Компромисс был достигнут в том, что американский вариант ОБТ (MBT) вооружался 152-мм пушкой-пусковой установкой XM150, стреляющей также и ПТУР “Шилела”, немецкий вариант – 120-мм гладкоствольным орудием. Кроме того, было решено, что каждая из сторон разрабатывает собственный прототип танка и по итогам сравнительных испытаний общая машина будет включать в себя лучшие разработки как одного, так и другого прототипа. Выработка тактико-технических требований (ТТТ) к будущему танку затянулись до 1966 года, по причине языкового барьера, разных систем измерения, разных требований военных ведомств и большого расстояния между Детройтом и Аугсбургом, где разрабатывались прототипы бронированных машин.

В 1967 году, после разработки проектных документаций начались испытания первых опытных образцов основного боевого танка МБТ-70. Образцы отличались друг от друга основным вооружением, гидропневматической подвеской, двигателями, автоматами заряжания и предназначались в основном для ходовых испытаний. Полностью комплектные прототипы с системой управления огнем (СУО) поступили на испытания в 1969 году в количестве 14 машин, по 7 с каждой стороны.

Испытания танка МБТ-70 сопровождалась многочисленными проблемами технического характера как с американской стороны, так и с немецкой. Постоянно выходили из строя автоматы заряжания, которые так и небыли доведены и американцами, и немцами. У американской версии танка МБТ-70 возникли проблемы с двигателем, а у немецкой, получившей название KPZ-70– с СУО. Но основным камнем преткновения стало превышения веса танка на 4 тонны. Немцы требовали внести конструктивные изменения с целью уменьшения веса танка, а американцы были категорически против.

В сентябре 1969 года Секретариат Министерства Обороны США провел полный анализ программы МБТ-70 и выявил, что первоначальный бюджет программы был превышен в 5 раз, что даст конечную стоимость одного танка ОБТ МБТ-70 равную 1,2 миллионов долларов. Это было неприемлемым для немецкой стороны и ФРГ вышла из проекта. Американцы также решили нецелесообразным продолжение работы над основным боевым танком ОБТ МБТ-70 и 20 января 1970 года проект был закрыт.

Основной боевой танк МБТ-70 отличался от традиционной компоновки танков. В передней части корпуса находился топливный бак, отделенный от боевого отделения герметичной бронированной перегородкой. Весь экипаж размещался в башне, причем механик-водитель находился в отдельно вращающейся внутри башни капсуле.  Моторно-трансмиссионное отделение располагалось традиционно сзади. Корпус танка МБТ-70 имел сварную конструкцию из катаной гомогенной брони и литых деталей с некоторым количеством алюминиевых составляющих для облегчения машины.

Башня основного танка МБТ-70 была достаточно большой, имела сварную конструкцию из литой основной детали, дополнительного бронирования в передней части и сварной ниши в корме. Внутри башни имелась закрытая цилиндрическая корзина, представляющая собой боевое отделение. В днище корзины находился эвакуационный люк, совпадающий с люком в днище корпуса. На крыше башни с правой стороны находилась командирская башенка, люк наводчика и порты для панорамного и ночного прицелов. С левой стороны башни имелся купол наблюдения с двустворчатым люком капсулы водителя, за которой находилась станция дистанционного управляемого вспомогательного вооружения. Верхняя часть ниши башни имела двустворчатую открывающуюся панель. Капсула водителя крепилась к крыше башни на подшипниках и сохраняла положение вдоль продольной оси танка, не взирая на поворот башни. Были также фиксированные положения под углом 50° от продольной оси в обе стороны для того, чтобы водителю можно было использовать боковые перископические приборы наблюдения при повреждении центрального. Также была фиксация капсулы, развернутой на 180° от продольной оси для вождения танка при повернутой башне в походном положении. Сиденье водителя имело гидравлический регулятор по высоте для управления танком при открытом люке. В качестве основного вооружения танка МБТ-70 использовалась 152-мм нарезная пушка-пусковая установка XM150E5, с комплексом управляемого ракетного вооружения (КУРВ) “Шилела”. Пушка имела стабилизацию в двух плоскостях. Комплекс управляемого ракетного вооружения(КУРВ) “Шилела” предназначен для поражения танков противника управляемыми ракетами MGM-51C на расстоянии до 3000 метров. В состав КУРВ “Шилела” входили: управляемая противотанковая ракета MGM-51C с кумулятивной боевой частью, инфракрасный (ИК) прибор наведения, блок формирования команд, модулятор, ИК передатчик, блок питания, панель проверки и управления. Вспомогательным вооружением основного боевого танка МБТ-70 являлась 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall RH202 с дистанционным управлением, 7,62-мм спаренный с пушкой пулемет M73 и 8 дымовых гранатометов XM176, устанавливаемых на башне.

20-мм пушка RH202 крепилась в турельной установке, в специальной капсуле кругового вращения, в левой задней части башни. В походном положении пушка RH202 пряталась под двустворчатым люком ниши башни, стволом назад. Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет M73 устанавливался справа от орудия и имел электроспуск, систему сбора стреляных гильз, а также систему удаления пороховых газов. Огонь из пулемета могли вести наводчик и командир танка. Дымовые гранатометы XM176, блоками по четыре, устанавливались по обеим сторонам ниши башни.

Американский вариант основного танка МБТ-70 снабжался дизельным двигателем воздушного охлаждения Continental AVCR-1100, мощностью 1475 л.с. (1085 кВт) при 2800 об/мин. Немецкий прототип танка МБТ-70 имел дизельный двигатель водяного охлаждения Daimler-Benz, мощностью 1500 л.с. (1103 кВт). Один топливный бак находился в носовой части корпуса, два других – по обеим бортам моторно-трансмиссионного отделения. Основной боевой танк МБТ-70 использовал автоматическую трансмиссию Renk HWSL 354, обеспечивающую четыре передние, четыре задние скорости, автоматическое и ручное переключение передач. Трансмиссия имела встроенный гидродинамический механизм торможения, а танк – планетарные бортовые передачи.

Ходовая часть танка МБТ-70 состояла(на борт) из шести обрезиненных опорных катков, трех поддерживающих роликов, ведущего заднего и направляющего переднего колеса. Подвеска поршневого типа, независимая, гидропневматическая, позволяющая регулировать дорожный просвет. При изменении дорожного просвета регулировка натяжения гусениц производилось автоматически с помощью направляющего колеса. Также натяжение гусениц могло произвордиться и в ручную.

Управление танком осуществлялось при помощи основного пульта, представляющего собой штурвал с двумя установленными под углом вращающимися рукоятками по типу мотоциклетных.

Основной боевой танк МБТ-70 снабжался оборудованием для подводного вождения (ОПВТ), которое устанавливалось в корме танка. Это оборудование предназначалось для преодоления не глубоких водных преград. Для более глубоких водных преград устанавливалось дополнительное оборудование для подводного вождения танка.

Кроме этого, танк МБТ-70 оборудовался радиостанциями КВ и УКВ диапазонов, интеркомом, системой очистки и кондиционирования воздуха, системой защиты от оружия массового поражения, а также автоматической системой пожаротушения.

Проект МБТ-70 был закрыт 20 января 1970 года, но работа над более дешевыми национальными проектами продолжилась – американский проект XM803 и германский – Leopard II.

Тактико-технические характеристики MBT-70

Длина с пушкой вперед – 9,296 м
Длина корпуса – 7,188 м
Ширина – 3,505 м
Высота – 2,87 м
Масса – 48 т
Экипаж – 3 чел
Клиренс (дорожный просвет) – 150-630 мм
Силовая установка – дизельный двигатель воздушного охлаждения Continental AVCR-1100-3, мощностью 1500 л.с. (1103 кВт) при 2800 об/мин
КПП – 4/4
Максимальная скорость – 64 км/час по шоссе
Запас хода – 643 км по шоссе
Вооружение:
– 152-мм нарезная пушка XM150E5
– 7,62-мм пулемет M73
– 20-мм пушка Rheinmetall RH202
– 8 дымовых гранатометов
Боекомплект:
– 48 выстрелов 152-мм
– 750 выстрелов 20-мм
– 3000 патронов 7,62-мм
Удельное давление на грунт – 0,91 кг/см2
Преодолеваемое препятствие:
– брод глубиной 2,21 м (с ОПВТ – 4,88 м)
– стенка высотой 1,1 м
– ров шириной 2,8 м
– угол подъема 35°

Источники:

http://btvt.info/

https://war-book.ru/

 

1+

от admin