1+

В пятидесятых годах прошлого века на фирме General Electric разрабатывали ныне почти забытую шестиствольную пушку T212 Vulcan II под те же патроны 30х113, которыми стреляли европейские револьверные пушки ADEN Mk. 4 и DEFA серии 550. Эти патроны, будучи примерно вдвое тяжелее патронов 20х102, которые использовались в M61 Vulcan, содержали в своих снарядах в 3-5 раз больше взрывчатого вещества, причём начальная скорость была ниже всего на 200 м/с (850 м/с против 1050 м/с у M61), не уступая начальной скорости снарядов советских авиационных пушек. При этом советский осколочно-фугасный снаряд весил 390-410 грамм и содержал 48 грамм взрывчатки, тогда как фугас от DEFA весил 240 грамм и содержал 50 грамм взрывчатки, а тонкостенная оболочка снаряда была достаточно прочной для того, чтобы пробить истребитель навылет, из-за чего пришлось устанавливать более чувствительные взрыватели, чтобы взрыв происходил внутри цели …

Прототипы Vulcan II выходили на темп 5500 в/м за 0.5 секунд при использовании гидравлического двигателя, и 6050 в/м за 0.782 секунды при использовании электрического, пушка весила 341 фунт (154.8 кг). Сравним с револьверными пушками под тот же патрон. Возьмём для сравнения наиболее совершенную и скорострельную из них — DEFA 554. Она развивает 1800 в/м при весе 87 кг. Четыре DEFA 554 сделают 4 х 1800 = 7200 в/м и будут весить 4 х 87 = 348 кг. Чтобы выдать 7200 в/м (это была цель при разработке M61 Vulcan), T212 надо раскрутить до 1200 оборотов в минуту (против 1000-1100 на М61A1-A2), и притом быстро, чтобы сделать максимум выстрелов за первые 0.5 секунд. Для этого нужен двигатель помощнее.

Разница в весе между батареей из четырёх револьверных DEFA 554 и шестиствольной T212 будет 348 — 154.8 = 193.2 кг. В эти самые без малого два центнера и влезет двигатель для пушки. Гидравлический двигатель для GAU-8/A весит 107 фунтов (48.6 кг), два таких двигателя разгоняют почти вдвое более тяжёлую чем T212 пушку и её систему подачи вместе с 1350 патронами (в полтора раза более тяжёлыми чем 30х113) до 600 оборотов в минуту за 0.7 секунд. Четыре таких двигателя будут весить 194.4 кг, т.е. всего на 1.2 кг больше чем разница в весе между гатлингом и батареей французских револьверов, и обеспечат в 3-4 раза более высокое отношение мощность / вес при вдвое большей мощности, чем для установки с GAU-8/A на штурмовике A-10 Thunderbolt II. При этом боекомплект у самолётов с DEFA или ADEN составлял 120-150 патронов на пушку. Например, у английского Hawker Hunter как раз была батарея из четырёх ADEN с общим боекомплектом в 480-600 патронов. Это меньше половины бекомплекта для GAU-8/A на A-10 , а по весу соответствует примерно 1000-1500 патронам 20х120 — обычное дело для американских самолётов с М61 пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Полагаю, что при таком приводе и размере боекомплекта резонно ожидать выхода на темп в 7200 в/м за 0.25 секунд (M61A2 за такое время выходит на 6600 в/м), при этом на каждый ствол придётся 1200 в/м, т.е. нагрузка на стволы не больше чем у старых ADEN и DEFA.

Напомню, что для сравнения использовалась DEFA 554 семидесятых годов разработки, делающая 1800 в/м. Ровестницы же T212, более ранние модели ADEN и DEFA развивали 1100-1500 в/м при весе 80-85 кг, и для того, чтобы выжать 6000-7200 в/м понадобилось бы уже 4-6 пушек, с ещё большей разницей в весе по сравнению с T212, и эту разницу можно было бы пустить на ещё более мощный привод.

Остаётся только гадать, почему американцы забросили Т212 Vulcan II. Тем более что европейские патроны 30х113 и 30х173 были ими приняты на вооружение и модифицированы, получив усовершенстивованные пороха с низкой температурой газов, снаряды с пластмассовыми ведущими поясками и облегчённые гильзы из алюминиевых сплавов.

Автор:А.Райгородецкий

1+

от admin