3+

5 марта 1936 года, впервые поднялся в воздух самолет «Супермарин тип 300» — первый прототип знаменитого «Спитфайра» — лучшего английского одномоторного истребителя Второй мировой войны и одного из лучших в мире по тем временам.

По словам британского историка Альфреда Прайса, «Спитфайр» был для англичан олицетворением веры в победу в самые трудные дни войны. В истории авиации вряд ли найдется другой самолет, удостоившийся такой похвалы. И она, в общем, была вполне заслуженной.

Осенью 1940 года, когда Англия в одиночку противостояла гитлеровской Германии и фашистской Италии, «Спитфайры» сыграли исключительно важную роль в отражении массированных воздушных ударов Люфтваффе по Британским островам. На их счету примерно половина из полутора тысяч немецких самолетов, сбитых в ходе «битвы за Британию», хотя, по численности «Спитфайры» более чем в полтора раза раза уступали более дешевым «Харрикейнам».

При разработке «Спитфайра» автор проекта Реджинальд Митчелл сознательно пошел на услолжнение и удорожание конструкции ради аэродинамического совершенства. В частности, он снабдил машину эллипсовидным крылом, обладавшим наивысшим аэродинамическим качеством, но при этом весьма сложным в производстве, из-за чего такие крылья, на серийных машинах, применялись довольно редко.

Уже в первой серийной модификации «Спитфайр» Mk.I, оснащенный двигателем Роллс-Ройс «Мерлин» мощностью 1030 л.с., обладал выдающимися летными качествами: максимальная скорость — 580 км/ч, скороподъемность — 770 м/мин, потолок — 10450 м. А также — мощным вооружением — 8 пулеметов «Браунинг».

Интересно сравнить «Спитфайр» с лучшим на тот момент советским истребителем И-17, который, впрочем, так и не удалось довести «до ума» и до серийного производства. И-17 был оснащен двигателем гораздо меньшей мощности — всего 750 л.с. Поэтому, несмотря на более компактные размеры и меньшую взлетную массу, его максимальная скорость составляла только 485 км/ч, почти на 100 км/ч меньше, чем у «Спитфайра». Практический потолок — 9700 м, вооружение — 4 пулемета, скороподъемность почему-то нигде не указана.

Это наглядно иллюстрирует технологическое отставание предвоенного советского авиапрома от английского, да и вообще — от западноевропейского. Серийные истребители, сравнимые по характеристикам с первым «Спитфайром», появились в СССР только в 1940-41 годах, когда в Англии уже летал «Спитфайр» Mk.V с двигателем в 1470 л.с., пушечным вооружением и скоростью более 600 км/ч.

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com
3+

от admin