5+

В ходе выставки Eurosatory-2022 во Франции чешская компания Excalibur Army (входит в состав группы Czechoslovak Group) впервые представила перспективную самоходную артиллерийскую установку Morana. В выставочном павильоне показали полноценный опытный образец, которому в ближайшее время предстоит пройти испытания. Он был построен с использованием современных компонентов и актуальных решений, что, как ожидается, позволит получить высокие тактико-технические характеристики.

Новинка на выставке

«Мировая премьера» новой чешской самоходки состоялась 13 июня, в день открытия Eurosatory-2022. До 17 июня посетители мероприятия могли осмотреть представленный прототип и ознакомиться с раскрытой информацией. При этом Excalibur Army представила не только новую САУ Morana, но и несколько уже известных образцов этого класса, и была возможность сравнить их.

Как сообщается, САУ «Морана» является инициативной разработкой Excalibur Army. Компания осуществляла общую координацию работ и проектировала часть ключевых элементов. При этом разработка качающейся артиллерийской части с орудием была доверена словацкой компании ZTS Špeciál, тоже входящей в состав Czechoslovak Group. Шасси с требуемыми характеристиками предоставила компания Tatra.

К настоящему времени компании завершили проектирование и построили первый опытный образец, показанный на выставке. В ближайшее время он должен пройти заводские испытания и подтвердить расчетные характеристики. После этого ожидается полноценный выход на международный рынок.

Прежде всего, заказчикам будут предлагать полноценную колесную САУ в сборе. Кроме того, Excalibur Army планирует продавать боевые модули отдельно. Вероятно, в этом случае компания готова помочь заказчику с установкой своей башни на подходящее шасси.

Сроки проведения всех необходимых испытаний и других мероприятий пока не назывались. Опыт последних проектов от Excalibur Army и Czechoslovak Group показывает, что на это может уйти всего несколько лет. После этого перспективы «Мораны» будут зависеть только от наличия заказов.

Технические особенности

Изделие Morana представляет собой самоходную артиллерийскую установку на колесном грузовом шасси. По общей архитектуре эта машина похожа на ряд других современных САУ. При этом в проекте используется ряд важных идей и решений, направленных на повышение боевых характеристик и качеств. В частности, боевое отделение этой САУ фактически является автономным модулем и может использоваться на разных платформах.

САУ в ее выставочном виде построена на шасси Tatra Force (815-7). Это четырехосная полноприводная машина бескапотной компоновки с возможностью размещения различных нагрузок. Заказчик может выбрать модель двигателя мощностью до 400 л.с. и совместимую трансмиссию. Какая конфигурация использовалась при строительстве САУ Morana, не уточняется. Шасси оснащено гидравлическими домкратами(аутригерами) для вывешивания перед стрельбой.

Шасси оснащается бронированной кабиной с характерным внешним видом. Заявлена защита 2 уровня по стандартам НАТО – броня должна выдерживать обстрел из автоматов и подрыв 6 кг тротила под колесом или днищем. Предусматривается коллективная система защиты от ОМП. Кабина выполнена двухрядной и имеет четыре места экипажа, каждое с собственной дверью.

За кабиной находится аппаратный отсек, а кормовая часть шасси отдана под оригинальное боевое отделение. Последнее представляет собой автоматическую дистанционно управляемую бронированную башню со всеми необходимыми устройствами. Отделение сделано частично автономным: в нем имеются резервные средства энергоснабжения и дополнительные места экипажа.

Башня наводится по горизонтали в пределах +60° вправо и влево от нейтрального положения. В лобовой части находится орудийная установка с наведением от -3° до +70°. На ней размещена 155-мм нарезная пушка-гаубица со стволом длинной 52 клб. На стволе имеется габаритный дульный тормоз; зарядная камора соответствует современным стандартам НАТО. Тип затвора неизвестен.

Morana оснащена автоматом заряжания на 40 выстрелов. Еще 5 снарядов и зарядов хранится в дополнительных укладках и может быть перенесено в автомат силами экипажа. Используется раздельное заряжение с метательным зарядом в картузах. Как сообщается, при получении команды на подготовку выстрела автомат подает на линию досылания снаряд и полный заряд, а затем удаляет лишние картузы и отправляет их в зарядную камору.

 

В режиме залпа автомат дает скорострельность до 6 выстр./мин. При продолжительной стрельбе этот параметр сокращается до 5 выстр./мин. Максимальная дальность огня заявлена на уровне 41,5 км – при использовании активно-реактивных снарядов улучшенной аэродинамики.

Для самозащиты на башне установлен дистанционно управляемый боевой модуль. Он расположен в передней части отделения, справа от орудия. В походном положении модуль убирается под броню. На этом изделии установлены дневные и ночные оптические средства, а также 12,7-мм пулемет. Заявлена возможность монтажа 14,5-мм пулемета КПВТ, но мощность такого оборонительного вооружения самими разработчиками признается избыточной.

САУ Morana получает современные средства связи, навигации, метеостанцию, измеритель скорости снаряда и систему управления огнем. Бортовой компьютер следит за местоположением машины и принимает данные о целях. После остановки на огневой позиции осуществляется расчет углов и наведение орудия. От остановки до первого выстрела проходит 20-30 сек., причем большая часть этого времени уходит на выдвижение домкратов. Самоходка предназначается для стрельбы с закрытых позиций, но также возможна стрельба прямой наводкой. В этом случае в качестве прицела используется оптика ДУБМ.

Штатный экипаж «Мораны» включает трех человек – водителя, командира-наводчика, управляющего боевым отделением, и стрелка-оператора боевого модуля. При необходимости экипаж усиливается четвертым артиллеристом. На марше и при штатном ведении огня все они находятся в кабине. В нештатной ситуации двое артиллеристов могут перейти на рабочие места в башне и продолжить работу. Все основные операции, включая подачу снарядов, им придется выполнять вручную.

 

Новые технологии

В целом проект Morana представляет собой очередную попытку создания современной колесной САУ с гаубичным вооружением и максимальной автоматизацией всех процессов. В этом отношении новая самоходка мало отличается от других проектов Excalibur Army и других компаний. Однако в этом проекте имеется важное нововведение, представляющее большой интерес.

В соответствии с последними тенденциями, для САУ «Морана» было разработано оригинальное автономное боевое отделение – башня со всеми необходимыми приборами и средствами. Такой агрегат имеет важные особенности и возможности, которые могут стать конкурентным преимуществом.

В первую очередь, это принципиальная возможность монтажа башни на разные платформы, имеющие необходимую грузоподъемность и средства энергоснабжения. Это могут быть грузовые шасси разных типов, гусеничные машины или даже катера либо малые корабли. Возможно, будет предлагаться и вариант стационарной огневой точки. В зависимости от особенностей носителя, башня может управляться дистанционно или со встроенных рабочих мест.

Длинноствольное 155-мм орудие, в зависимости от применяемого боеприпаса, должно показывать высокие огневые характеристики. При этом его боевые качества повышаются за счет автоматизации расчета данных, наведения и заряжания. Оператор фактически выводится из этих процессов, и все операции выполняются автоматикой. Это ускоряет работу и дает другие известные выгоды.

Любопытным образом выполнена интеграция дистанционно управляемого боевого модуля. В проекте Morana он используется не только в качестве средства самозащиты, но и как часть системы управления огнем. При помощи штатной оптики для ДУБМ предлагается искать цели и управлять орудием в режиме прямой наводки.

Впрочем, САУ не лишена явных недостатков. В основном это проблемы, характерные для колесных самоходок в целом. К ним можно отнести снижение ресурса шасси из-за нагрузок и вибраций при стрельбе, относительно низкую живучесть автомобильных агрегатов и ходовой части при обстреле, ограниченные углы горизонтальной наводки и т.д. Также следует отметить, что автоматизация ключевых систем связана с определенными техническими рисками, которые могут проявить себя на любом этапе.

Предполагаемое превосходство

Представленный проект колесной САУ Morana представляет, как минимум, технический интерес. Используя хорошо известные и новые идеи, чешские и словацкие предприятия сумели получить высокий уровень автоматизации и ряд соответствующих возможностей. Благодаря этому новое боевое отделение выгодно отличается от других современных модулей с гаубичным вооружением, и за счет этого САУ «Морана» в целом может превосходить своих конкурентов.

Впрочем, расчетные характеристики самоходки и ее башни с вооружением еще не подтверждены полноценными испытаниями. Если САУ Morana справится с этими задачами и покажет себя с лучшей стороны, следует ожидать появление заказов. Как скоро это произойдет, неясно, но компании Excalibur Army и Czechoslovak Group смотрят в будущее с оптимизмом. Разделяют ли такое мнение заказчики – покажет время.

Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Excalibur Army, Edrmagazine.eu

5+

от admin