85 лет назад, 12 декабря 1938 года, впервые поднялся в воздух прототип английского палубного пикирующего бомбардировщика, разведчика и торпедоносца Fairey «Albacore» (Albacore — белый или длиннокрылый тунец). Он был сделан на замену быстро устаревающего самолета аналогичного назначения Фэйри «Суордвиш»(Меч-рыба) по прозвищу «авоська». Несмотря на сохранение архаичной бипланной схемы («Альбакор» стал последним палубным бипланом британских ВВС), этот самолет благодаря лучшей аэродинамике и более мощному мотору обладал значительно улучшенными летно-техническими характеристиками.

К тому же, он отличался повышенным комфортом — закрытой кабиной с отоплением, вентиляцией и даже с туалетом. что позволяло экипажу лучше переносить долгие полеты. Самолет запустили в серию и до середины 1943 года выпустили 800 экземпляров. В период наибольшего распространения на «Аьбакорах» летало 15 торпедоносных и легкобомбардировочных эскадрилий «Ройял Нэйви».

Однако, несмотря на свои достоинства, «Альбакору» за годы службы не удалось достичь и малой доли тех выдающихся побед, которые выпали на долю «Суордфишей». В 1940 году «Авоськи» блестящей ночной атакой и почти без потерь разгромили итальянский линейный флот в гавани Таранто. А в 1941-м они нанесли фатальные повреждения новейшему немецкому линкору «Бисмарк», ставшие причиной его гибели.

За «Альбакором» подобных успехов не числилось, а числилось лишь несколько провальных операций, например, малоудачные рейды на северные порты Петсамо и Киркенес 30 июля 1941 года, где «тунцам» удалось потопить лишь один небольшой транспорт ценой потери 12 машин от атак истребтелей и зенитного огня. Кроме того, англичане лишились четырех палубных истребителей сопровождения Фэйри «Фулмар».

9 марта 1942 года 12 «Альбакоров» с авианосца «Викторис» безуспешно атаковали немецкий линкор «Тирпиц», но не добились ни одного попадания и потеряли два самолета. Большинство «Тунцов» за годы войны выполняло рутинные задачи по сопровождению конвоев и противолодочному патрулированию, а также — атакуя наземные объекты при высадках союзников в Северной Африке, на Сицилии и в Южной Италии.

Но и в противолодочных миссиях их успехи оказались гораздо ниже, чем у старых «Суордфишей», которые утопили 14 немецких субмарин, а «Тунцы» — ни одной. Вероятно, это объяснялось тем, что на «Альбакор» почему-то так и не установили противолодочный радар, которым оснащалась поздняя версия «Суордфиша».

В общем, «комфортный торпедоносец» себя не проявил и не оправдал, отчасти, из-за элементарного невезения. Кстати, его производство закончилось на год раньше, чем «Суордфишей», которых построили аж 2400 штук, втрое больше, чем «Альбакоров».

ЛТХ:

Размах крыла, м   15.24
Длина, м   12.14
Высота, м   4.32
Площадь крыла, м2   57.88
Масса, кг  
  пустого самолета   3289
  нормальная взлетная   4745
Тип двигателя   1 ПД Bristol Taurus XII
Мощность, л.с.   1 х 1085
Максимальная скорость , км/ч   256
Крейсерская скорость , км/ч   187
Практическая дальность, км   1500
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6310
Экипаж, чел   3
Вооружение:   один 7,7-мм неподвижный, направленный вперед пулемет на правой консоли крыла и два такого же калибра пулемета Vickers K , установленных в задней кабине
1х 730 кг торпеда, подвешенная под фюзеляжем, или
6х 113-кг , или 4х 227-кг бомб под крыльями.

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

de Agostini. Мировая Авиация. Fairey Albacore

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия

Putnam. H.A.Taylor. Fairey Aircraft Since 1915

Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II

Crowood. W.A. Harrison. Fairey Swordfish and Albacore

Warpaint. W.A. Harrison. Fairey Albacore

https://www.airwar.ru/

от admin