75 лет назад, 8 июля 1948 года, впервые поднялся в воздух прототип реактивного бомбардировщика Ил-28, который мог сыграть роковую роль в судьбе всего человечества, но, слава Богу, не сыграл. Изначально Ил-28 создавался не в качестве носителя ядерного оружия, поскольку к моменту старта его разработки весной 1947 года такого оружия в СССР еще не было, а его массогабаритные параметры не были известны специалистам КБ Ильюшина. Но потом ситуация изменилась.
В сентябре 1949 года Ил-28 успешно завершил испытания и был рекомендован к принятию на вооружение и запуску в серийное производство сразу на трех крупных авиазаводах — 30-м в Москве, 64-м в Воронеже и 164-м в Омске. Внедрение в серию этой довольно сложной машины шло ударными темпами, уже в начале 1950 года первые серийные бомбардировщики начали поступать в войска.
Масштабы производства быстро нарастали и к 1952 году достигли фантастической для мирного времени величины — 100 машин в месяц на одном только 30-м авиазаводе. По остальным предприятиям данных нет, но вряд ли они в совокупности выдавали меньше. Таких объемов выпуска реактивных бомбардировщиков не было никогда и нигде в мире. И это в стране, которая со всех утюгов без устали горланила о своем, якобы, миролюбии. Причем в самой этой стране, десятки городов все еще стояли в руинах, а большинство населения(впрочем, как и сейчас)жило в избах и деревянных бараках.
Всего же, за пять лет на советских заводах было построено 6316 «Илов», что является абсолютным и до сих пор не превзойденным мировым рекордом. Ни один зарубежный реактивный бомбардировщик не был растиражирован в таком объеме. И ничем иным, кроме спешной подготовки к очередной захватнической войне, это объяснить невозможно(бомбардировщик это исключительно — оружие нападения). Причем готовились по той же методике, что и к предыдущей — планировали закидать противника мясом. В 1930-е годы в Советском Союзе тоже наштамповали больше всех в мире бомбардировщиков СБ, готовясь на пару со своим тогдашним союзником — Гитлером утопить всю Европу в крови.
8 июля 1950 года, то есть, ровно 70 лет назад, было принято секретное постановление Совета министров о начале разработки компактной ядерной бомбы массой в две тонны, которая будет помещаться в бомбовом отсеке Ил-28. В ноябре 1951-го ей присвоили кодовое наименование РДС-4 и обязали разработчиков представить опытный образец для испытаний не позднее сентября 1952 года. Одновременно началась разработка спецмодификации Ил-28А, приспособленной для применения РДС-4.
Вскоре ее запустили в серию. Всего таких самолетов было выпущено или переоборудовано из обычных машин порядка 500 штук (точную цифру найти не удалось). А в мае того же года впервые поднялся в воздух бомбардировщик Ту-16, который изначально создавался как носитель ядерного оружия и имел значительно увеличенный по сравнению с Ил-28 радиус действия.
Эта машина уже накрывала всю Западную Европу, включая Британские острова, в то время как «Илу» предстояло действовать на дальностях до 1000 километров от предполагаемой линии фронта. Впрочем, этого вполне хватало, чтобы с территории ГДР долететь с атомной бомбой до Рима, Парижа или Лондона, а потом — вернуться обратно, если, конечно, не собьют.
Однако сроки разработки изделия РДС-4 были сорваны и его испытание состоялось только в конце августа 1953 года, то есть, уже после смерти усатого тирана. А его «наследники» имели все же менее кровожадные планы, точнее говоря планы были все те же, вот только обстоятельства немного изменились. Потенциальный противник к тому времени уже имел и достаточное количество ядерного оружия и средства доставки что бы самих кремлевских маньяков превратить в пыль. А это совсем не входило в их планы, то есть, бросить в горнило очередной мировой войны миллионы людей они были готовы, но сами при этом планировали отсидеться в бункере. Поэтому уже в 1954-м выпуск Ил-28 был сокращен, а в 1955-м — прекращен. Ту-16 построили гораздо меньше — «всего» 1507 штук.
Но страшно даже подумать о том, что могло бы стать с нашей планетой, если бы «вождь народов» прожил в нарастающем маразме еще два-три года. Впрочем, сейчас опять, очередной престарелый кремлевский маразматик грозит миру хоть и ржавой, но вполне ядерной бомбой. Складывается впечатление, что Кремль — это прямо какой-то филиал ада на Земле. Кто бы там ни сидел, со временем он начинает грозить войной всем своим соседям.
ЛТХ:
| Модификация | Ил-28 |
| Размах крыльев, м | 21.45 |
| Длина, м | 17.65 |
| Высота, м | 6.70 |
| Площадь крыла, м2 | 60.8 |
| Масса, кг | |
| пустого самолета | 12890 |
| нормальная взлетная | 18400 |
| максимальная взлетная | 23200 |
| Тип двигателя | 2 ТРД ВК-1(А) |
| Тяга, кгс | 2 х 2700 |
| Скорость, км/ч | |
| максимальная | 906 |
| крейсерская | 700 |
| Дальность полета, км | 2400 |
| Разбег, м | 965 |
| Пробег, м | 1700 |
| Практический потолок, м | 12500 |
| Экипаж, чел | 3 |
| Вооружение: |
для стрельбы вперед две пушки НР-23 по бортам внизу носовой части фюзеляжа (2 х 100 патронов); кормовая установка Ил-К6 с двумя пушками НР-23 (2 х 225 патронов). |
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
Авиация и Время. Юрий Егоров, Александр Котлобовский. Удачный самолет, которому не везло
Крылья Родины. Юрий Сергеев. Классик фронтовой авиации
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой бомбардировщик Ил-28
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В. Новожилова)
Александр Котлобовский. Послевоенный ударные самолеты
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
http://www.airwar.ru/









