Несмотря на то, что этот самолет служил в одно время с ранними версиями летающей батареи AC-130 Spectre, о нем, почему-то, очень редко вспоминают. На самом деле сегодня мы поговорим сразу о двух Ганшипах — родных братьях: AC-119G Shadow и AC-119K Stinger. До своего становления как боевого самолета АС-119 был транспортником C-119 Flying Boxcar, которые производила компания Fairchild-Hiller (позже Fairchild Aircraft).
Более новые AC-130, созданные в рамках проекта Ганшип-2, были эффективны, но в основном использовались для поддержки спецназа и налетов на тропу Хо Ши Мина. Кроме того, база C-130, которую использовали для создания версии летающей батареи, использовалась, в первую очередь, для транспортников и была жизненно необходима на передовой.
А вот выводимых из эксплуатации самолетов C-119 Flying Boxcar было в достатке. В феврале 1968 года в рамках проекта Ганшип-3 26 самолетов C-119G были переоборудованы в ганшипы AC-119G. Первым его названием стало Creep, но позже его переименовали в Shadow.
Кроме того, желающая не упускать возможности заработать компания Fairchild-Hiller предоставила еще 26 самолетов, которые стали известны под названием AC-119K Stinger. Главным его предназначением была «охота за грузовиками» на все той же тропе Хо Ши Мина. Версию «K» можно было визуально отличить по наличию дополнительных турбореактивных двигателей General Electric J85 под крылом.
Другим отличием было вооружение. На Стингерах стояли две 20-мм пушки с вращающимся блоком стволов M61 Vulcan в дополнение к четырем 7,62-мм Миниганам GAU-2/A(М-134), которые стояли на Шэдоу.
На АС-119G были установлены средства РЭБ, стандартно радиолокационное оборудование, а также базовые системы, которые включали в себя: ксеноновый фонарь AVQ-8, прицел ночного видения и установка на 24 заряда LAU-74/A для запуска 24 осветительных ракет. А вот Стингер был более совершенным. В него установили доплеровский навигационный радар AN/APN-147, инфракрасный радар прямого обзора AN/AAD-4, радар слежения AN/APQ-133 и поисковый радар AN/APQ-136. Где еще было столько радаров?
Небольшое отступление касательно ксенонового фонаря. При включении он мог освещать футбольный стадион. Хорошо подходит для обнаружения противника в джунглях, но также хорошо он помечает свой самолет. Внезапное появление маленьких отверстий во внешней обшивке фюзеляжа наверняка отбивало желание включать его снова.
К ноябрю 1968 года самолеты были переброшен во Вьетнам. Они вошли в состав 14-го крыла специальных операций, базирующегося на авиабазе Нячанг. Шэдоу направили в 71-ю эскадрилью, а Стингер — в 18-ю эскадрилью специальных операций. Интересно, что с добавлением новых самолетов 14-е крыло какое-то время в 1968 году, одновременно летала на восьми разных самолетах с десяти разных баз в Южном Вьетнаме.
И Шэдоу, и Стингер принимали участие в боевых действиях до 1971 года. После вывода американских войск они продолжили служить в составе ВВС Республики Вьетнам до самого падения Сайгона в 1975 году. Во время войны во Вьетнаме по разным причинам было потеряно всего 5 Ганшипов AC-119 обоих модификаций. Неплохой результат для самолета, который чуть ли не постоянно висел в зоне боевых действий.
ЛТХ:
| Модификация | AC-119G |
| Размах крыла, м | 33.30 |
| Длина самолета,м | 26.36 |
| Высота самолета,м | 8.03 |
| Площадь крыла,м2 | 130.06 |
| Масса, кг | |
| пустого самолета | 18200 |
| максимальная взлетная | 28122 |
| Тип двигателя | 2 ПД Wright R-3350-85 Duplex Cyclone |
| Мощность, л.с. | 2 х 3500 |
| Максимальная скорость, км/ч | 334 |
| Крейсерская скорость, км/ч | 241 |
| Практическая дальность, км | 3100 |
| Продолжительность полета, ч | 3 |
| Практический потолок, м | 7100 |
| Боевая высота полета, м | 1070 |
| Экипаж, чел | 6-8 |
| Вооружение: | четыре 7.62-мм шестиствольными пулеметами GAU-2B/A Minigun в контейнере SUU-11B/A c 1500 патронами на пулемет. ПУ LAU-74/A для 60 осветительных ракет Mk24. |
ЛТХ:
| Модификация | АС-119К |
| Размах крыла, м | 33.30 |
| Длина самолета,м | 26.36 |
| Высота самолета,м | 8.03 |
| Площадь крыла,м2 | 130.06 |
| Масса, кг | |
| пустого самолета | 18200 |
| максимальная взлетная | 28122 |
| Тип двигателя | |
| основных | 2 ПД Wright R-3350-87 |
| вспомогательных | 2 ТРД General Electric J85-GE-17 |
| Мощность | |
| основных, л.с. | 2 х 3700 |
| вспомогательных , кгс | 2 х 1292 |
| Максимальная скорость, км/ч | 408 |
| Крейсерская скорость, км/ч | 341 |
| Боевая скорость, км | 333 |
| Практическая дальность, км | 3400 |
| Продолжительность полета, ч | 5 |
| Практический потолок, м | 7800 |
| Боевая высота полета, м | 1070-1670 |
| Экипаж, чел | 10 |
| Вооружение: | две 20-мм шестиствольные пушки M61A1 Vulcan c 3000 патронами, четыре 7.62-мм шестиствольными пулеметами GAU-2B/A Minigun в контейнере SUU-11B/A c 1500 патронами на пулемет. ПУ LAU-74/A для 24 осветительных ракет Mk24. |
Источники:
Техника и Вооружение. Михаил Никольский. Ганшип III
Авиация и Время. Алексей Чернышев. Южный Вьетнам. Концепция «ганшип»
Авиация и Космонавтика. Михаил Никольский. Авиация специального назначения
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Fairchild AC-119K «Stinger»
Frank Vaughan’s Unofficial U.S.A.F. Gunship Site
The Aviation Zone. Fairchild AC-119G ‘Shadow’ and AC-119K ‘Stinger’
http://www.airwar.ru/
https://dzen.ru/militan









