13+
M1 Abrams — основной боевой танк США. Серийно выпускается с 1980 года. Стоит на вооружении армии и морской пехоты США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Является ветераном множества военных конфликтов: от операции «Буря в Пустыне» и миротворческой операции ООН в Сомали, до иракской кампании 2003 года и Афганистана. Анализ боевого применения танка в этих конфликтах вызвал шквал критики его боевой эффективности (особенно бронирования), породил множество мифов и открыл львиную часть засекреченных фактов. Так ли уж плох этот танк, и справедлива ли его критика? Давайте разберёмся.

«Абрамс» имеет мощное пассивное комбинированное лобовое бронирование обеспечивающее комплексную защиту как от кинетических так и от кумулятивных угроз. Толщина лобовой проекции башни первого M1(1980г) составляет 663мм (62мм наружная стальная плита + 500мм комбинированного бронирования + 101мм тыльная стальная плита),защита корпуса представлена в виде 563мм габарита (аналогичных по толщине тыльных и наружных плит и 400мм композитного габарита). На последующих модификациях, начиная с IPM1(1984г) и заканчивая M1A2SEPv2(2008г), толщина лобовой брони башни составляет (62 — 700 — 101) 863мм, и корпуса (62-500-101) 663мм.

Эффективность наполнителей бронирования различна для каждой модификации машины: М1А1 (с 1985г) имеет наполнитель из корундовой керамики AD92. M1A1HA (с 1988г) корундовую керамику AD92 и уранокерамику UO87, (1990г) M1A1HA+\D\M1A2 корундовую керамику AD95, и уранокерамику 2го поколения uo100. (с 2000г) M1A2SEP\SEPv2\M1A1SA\FEP имеют AD95 и уранокерамику 3-го поколения UO100 c графитовым напылением и титан в качестве облицовки пакетов сменного бронирования вместо алюминия. Также, помимо основных наполнителей бронирования, в незначительной мере применяется кевлар, стеклотекстолит, титан, резина и пр. материалы.

Показатели стойкости наполнителей против различных угроз(эквивалент гомогенной стальной брони):
AD90 — 0.84 — 0.95 от ОБПС и 1.37 от КС
AD99 — 1.13 — 1.08 от ОБПС и 1.42 от КС
UO87 — 1.93 — 1.75 от ОБПС и 2.9 от КС
UO100 — 2.67 — 2.4 от ОБПС и 4 от КС

Стойкость лобового бронирования у различных модификаций:(БОПС-бронебойный оперенный подкалиберный снаряд; КС-кумулятивный снаряд)

M1 (1980 год)
БАШНЯ: 420мм от БОПС / 800мм от КС
КОРПУС: 380мм от БОПС / 700мм от КС

M1/M1A1 (1984 год)
БАШНЯ: 450мм от БОПС / 900мм от КС
КОРПУС: 470мм от БОПС / 800мм от КС

M1A1HA (1988 год)
БАШНЯ: 680мм от БОПС / 1100-1320мм от КС
КОРПУС: 630мм от БОПС / 900мм от КС

M1A1HA+/D/AIM/M1A2 (1990 год)
БАШНЯ: 880-900мм от БОПС / 1310-1620(?)мм от КС
КОРПУС: 650мм? от БОПС / 970мм от КС

M1A2SEP/SEPv2/M1A1AIMv2/FEP (2000 год)
БАШНЯ: 940-960мм от БОПС / 1310-1620(?)мм от КС
КОРПУС: н/д / н/д

Эти цифры характерны для участков лобовой проекции, оснащённых комбинированным бронированием, помимо них также значимую часть составляют участки с простым монолитным бронированием и ослабленные, уязвимые для огня противника зоны. Разберём и их: очень часто именно эти зоны становятся объектом критики и считаются уязвимыми для огня современных ПТС, разберём каждую зону по отдельности:

1) ВЛД и нижняя часть НЛД корпуса:
Верхняя лобовая деталь  имеют толщину 50мм в районе механика водителя и 80мм (50мм + 30мм защита топливных баков) с двух сторон от места механика водителя. Имеет наклон в 83 градуса от вертикали. На первый взгляд очень слабая защита, но в переводе на эквивалентную(приведенную) толщину составляют 360мм и 570 соответственно. Но тем не менее даже приведённые данные являются чрезвычайно низкими для уровня защиты современной боевой машины.

Теперь обратимся к свойствам противотанковых боеприпасов. Начнём с бронебойных: даже современные БОПС имеют свойство к рикошету и отклонению от траектории при преодолении наклонных преград.

Снаряды с удлиннением сердечника БОПС 10:1 на скорости 1.7км/с рикошетят при углах 78гр, 15:1 — 82-83гр, 30:1 — 84-85гр. (+- 1-2гр в зависимости от материала БОПС). Таким образом, только самые современные БОПС смогут избежать рикошета, но столкнутся со следующим препятствием с отклонением от траектории. Даже небольшое отклонение в 3-4 град. от направления приведёт к тому, что сердечник БОПС придётся преодолеть вдвое большее расстояние в толще брони. Таким образом, даже 50 мм преграда может быть чрезвычайно трудно уязвимой. Кумулятивные снаряды и боевые части ПТУР также сталкиваются с большими сложностями при столкновении с препятствием под экстремально большим углом: поражающие факторы кумулятивной струи сильно зависят от угла встречи боеприпасов с целью (при углах встречи, отличающихся больше чем на 30 градусов от нормали возможно отражение струи от преграды, рассеивание и отклонение). При контакте с бронёй под столь экстремальным углом в 83 градуса, около половины материала кумулятивной струи рассеется в воздух от преграды, оставшаяся часть войдёт в броню, отклонившись на несколько градусов от направления, в результате чего пробиваемость может упасть в 3 — 4 раза. При таком угле также очевидно, что первым делом контактировать с бронёй будет не головная часть и контактный взрыватель, а борт ПТУР или КС, это вызовет деформацию кумулятивной воронки, её детонацию в незапланированной точке и, как следствие, — невозможность формирования кумулятивной струи. (Только для БЧ с контактным подрывом и её расположением в передней части).

2) Верхний лобовой лист башни, прикрывающий крышу до люков командира и заряжающего:
имеет толщину в 70мм, расположен под углом 84-85гр (свойства аналогичны (1) ).

3) маска орудия:

Также считается уязвимой зоной «Абрамса». Некоторые аналитики оценивают её стойкость от 250мм до 300 против ОБПС и КС. Наименьшая толщина до орудия около 70 мм, наибольшая — около 550 мм. Состоит из 2-х деталей, представленных на фото. Наружная имеет сменные пакеты с корундовой и урановой керамикой, тыльная — предположительно представлена исключительно монолитной стальной бронёй, не отрицается, что в ней также имеются пакеты со сменным бронированием. За маской пушки бронирование представлено в виде около 300 мм сплошного стального габарита механизма крепления, поворота и стабилизации орудия в вертикальной плоскости. Предположительная стойкость этой области лобовой проекции оценивается в 850-900 мм от БОПС и 1100-1200мм от КС (при условии, что тыльная деталь маски орудия состоит из монолитной катанной стали средней твёрдости).

ОСЛАБЛЕННЫЕ ЗОНЫ!:
Занимают 8.9% лобовой проекции.
1) Вырез в маске орудия под голову механика водителя (толщина около 300мм).
2) Вырез между корпусом и башней: представлен нижней лобовой деталью башни, идущей до погона (толщина плавно снижается от 850 мм до 300 мм.

БРОНИРОВАНИЕ БОРТОВОЙ ПРОЕКЦИИ

КОРПУС:
В районе механика водителя до БО 70мм бортовой противокумулятивный экран + 25 мм основного бронирования с наваренным 30мм листом, идущим до чуть далее середины БО + 30мм бронирования топливных баков.
В районе борта аналогично до 1/3 его части (противокумулятивные экраны падают в толщине до 6.5мм — 30мм дополнительного листа) в районе МТО 25мм основного бронирования и 6.5мм противокумулятивный экран.
С учетом свободного пространства между экраном и бортовой броней, суммарная бронестойкость борта составляет примерно 250 мм гомогенной стальной брони(для кинетических боеприпасов) и примерно 500 мм(для кумулятивных) что совершенно исключает возможность пробития передней части корпуса, пушками, калибром до 57 мм и гранатами РПГ-7 старого образца. При обстреле танка в лобовой проекции, в секторе, +-30 градусов по фронту, пробитие бортовой брони современными БОПС и КС маловероятно.

БРОНИРОВАНИЕ БАШНИ:

Бортовая броня башни имеет толщину от 450 мм до 500 мм в различных зонах. Физическая толщина по правому борту 450 мм, по левому так же 450 мм, в районе боеукладки, к лобовой броне увеличивается до (500?мм).

СОСТАВ: 30 мм наружная плита из катанной броневой стали средней твёрдости, 20 мм воздушный зазор, 3×19 мм пластины уранокерамического наполнителя между 2-мя резиновыми прокладками в титановых матрицах, между пластинами также зазор 19 мм. дальше идёт пустое пространство 180 мм и 120мм тыльная стальная плита. Стойкость последних модификаций «Абрамса» — 240-250мм от ОБПС. Под углом 60градусов может выдержать попадание с 2000 м российского ОБПС 3бм32 и с 1000 м попадание 3бм42. От кумулятивных с учётом последствий воздействия 3-х урановых пластин на струю а также разнесённой конструкции с воздушными зазорами + поправка на угол наклона, стойкость около 400 мм. (теоретически может пробить только ПГ-7ВЛ(500мм) и тандемный(650мм) а также РНГ-29″Вампир»(650мм), РПГ-22(440мм) и РПГ-32(650мм).. для остальной номенклатуры боеприпасов РПГ-7, РПГ-18, РПГ-22 такая преграда не по зубам. У борта башни в районе БК наполнитель другой. Вместо внешней 30 мм стальной пластины стоит алюминиевая пластина толщиной несколько миллиметров, а в воздушном зазоре между пакетом и тыльной плитой расположен ещё один пакет из пластин под большим углом. Общая стойкость около 300 мм от БОПС и 500 мм от КС. с учётом ящиков ЗИП добавляем ещё миллиметров 5 от бронебойных и миллиметров 50-100 от КС. В этом месте защита ещё более мощная. Также для защиты бортовых проекций возможна установка комплексов динамической защиты ARAT (для корпуса) и ARAT2 (для корпуса и башни), что повышает противокумулятивную защиту бортовых проекций «Абрамса».

БРОНИРОВАНИЕ КРЫШИ И ДНИЩА

Бронирование крыши корпуса до БО — 50 мм и 80 мм, защита крыши башни до люков — 70 мм и 35 мм до боеукладки, толщина вышибных панелей и брони, прикрывающей МТО, ещё более мала. Такая защита является сомнительной против кассетных беприпасов с кумулятивными субэлементами. Бронирование днища — 80 мм 50 и 20, в зависимости от области, возможна установка V-образного 12.7мм листа для дополнительной противоминной защиты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
1) Лобовые топливные баки, встроенные в систему защиты, имеют толщину стенок в 30 мм, повышают стойкость лобовой и бортовой проекции. Помимо этого, само топливо обладает свойством гашения характеристик кумулятивной струи до 40-45% по сравнению со стальной преградой, и бронебойных на 10-15%. Топливные баки внутри имеют конструкцию похожую на пчелиные соты. При пробитии бака возгорание невозможно в связи недостаточным доступом кислорода. Лишь полное пробитие бака, при условии попадания топлива в БО, может привести к возгоранию.
2) Защитные стенки, отделяющие боеприпасы, топливо и МТО от экипажа, повышают его шансы на выживание.
3) Большой заброневой объём свыше 19 м3, минимизирует эффективность заброневого воздействия боеприпасов, преодолевших броню. Конструкция бронирования минерализует поражающее действие осколочного поля кумулятивных и кинетических боеприпасов после пробития.
4) Индивидуальные средства защиты экипажа: обязательно ношение бронежилетов с керамическими пластинами и кевларовых шлемов.
5) Система пожаротушения.

6) С 2018 года танки «Абрамс» стали оснащаться израильским комплексом активной защиты «Трофи», что снижает вероятность поражения танка противотанковыми управляемыми ракетами примерно на 90%.

Источник:https://topwar.ru/
Автор: gerasim666
Отредактировано и дополнено ЕНОТОМ
13+

от admin