255 лет назад произошло одно из важных событий в истории техники, а также — промышленных и транспортных технологий. 5 января 1769 года шотландец Джеймс Уатт запатентовал свое изобретение — паровой двигатель, обладавший гораздо более высоким КПД, нежели существовавшие к тому времени пароатмосферные машины Ньюкомена, применявшиеся для откачки воды из шахт.

Правда, это была еще не та универсальная паросиловая установка двойного действия с планетарным приводом на рабочее колесо и центробежным регулятором хода, которую Уатт запатентует лишь через 13 лет, и которая заложит основу индустриальной революции. А в 1769-м он лишь усовершенствовал установку Ньюкомена, снабдив ее, помимо рабочего цилиндра, дополнительным цилиндром — конденсатором, в котором охлаждался отработанный пар (у Ньюкомена это происходило непосредственно в рабочем цилиндре), что значительно повысило эффективность работы.

Разработку Уатта за половину патентных отчислений профинансировал и внедрил в производство промышленник Мэтью Болтон. Предпринимательское чутье подсказало ему, что «огненный двигатель» будет востребован и найдет немалый спрос. Интуиция его не обманула: за последнюю четверть XVIII века на британских заводах и шахтах было установлено более сотни стационарных паровых двигателей марки «Болтон-Уатт», как первоначальной модели 1769 года, так и «универсальной». В Европе наступала эпоха пара.

Источник:https://vikond65.livejournal.com/

от admin