1 апреля 1935 года впервые взлетел прототип самолета «Норт Эмерикен» NA-16, который положил начало большому семейству учебно-тренировочных машин, ставших самыми распространенными «летающими тренажерами» в странах антигитлеровской коалиции. На них прошли летную подготовку десятки тысяч военных пилотов из США, Великобритании и их союзников.

Всего с 1937 по 1952 год было построено более 17 тысяч представителей этого семейства, из которых наиболее массовым  стал Т-6 «Тексан» (в Англии и британских доминионах он носил название «Харвард»), растиражированный в количестве 15450 штук. Эти машины состояли на вооружении в 64 странах в течение нескольких десятилетий, а последние из них были списаны военно-воздушными силами ЮАР в 1995 году.

Познакомились с «Тексанами» и советские пилоты: с 1943 по 1945 год в СССР поступило по ленд-лизу 82 самолета этого типа (хотя заказано было 225), которые до конца 1940-х годов применялись в летных училищах советских ВВС, а также — в качестве тренировочных и связных машин — в некоторых истребительных авиаполках . В послевоенные годы сотни «Тексанов», переделанных в штурмовики и легкие бомбардировщики, принимали участие в десятках межгосударственных и гражданских войн в Африке, Азии и Латинской Америке.

Многие хорошо сохранившиеся экземпляры, приобретенные различыми организациями и частными лицами, летают до сих пор, регулярно принимая участие в авиашоу.

Источник:https://vikond65.livejournal.com/

от admin