5+

После нападения японцев на Пёрл-Харбор 17-летний Джордж Буш пошел добровольцем в летную школу, после чего воевал на Тихом океане, будучи пилотом бомбардировщика. К слову, на том же театре сражался другой будущий президент, Джон Кеннеди, только не летчиком, а командиром торпедного катера. Воевал Джордж Буш на бомбардировщике-торпедоносце «Эвенджер». Этот самолет заслужил уважение летчиков не только своими высокими летными характеристиками, но и феноменальной живучестью, благодаря которой летчикам, зачастую, удавалось вернуться на базу чуть ли ни на «одном крыле».

2 сентября 1944 года во время атаки на остров Титидзима самолет Буша был подбит, но он все-таки сбросил бомбы, и лишь затем взял курс в океан, где выпрыгнул с парашютом. Буш четыре часа плавал на надувном плоту, прежде чем его подобрала подводная лодка. Два других члена, тоже выпрыгнувших с парашютом погибли. Давайте узнаем поподробнее, что же представлял из себя самолет на котором воевал будущий президент США.

На протяжении десятилетий компания «Грумман» создает палубные самолеты, считающиеся одними из лучших в мире, отличающиеся оригинальной конструкцией, легкостью эксплуатации и прочностью. Никакой самолет лучше не представляет «Грумман», чем «Эвенджер», главный самолет — торпедоносец США в боях на Тихом океане  1942-1945 годов. В своей первой боевой задаче шесть новых TBF-1 прославились в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года. Только один возвратился назад, пилот летел на поврежденной машине, управляемой с помощью триммеров, везя одного члена экипажа раненым, а другого — убитым. Это казалось почти повторением того, что случилось с предыдущим поколением TBD-1 «Девастэтор» фирмы «Дуглас», который просто не выжил во Второй мировой войне. «Эвенджер» заслуженно станет одним из победителей в этой войне.

Когда «Дуглас» создала в 1935 года TBD, это был современный для того времени самолет, с цельнометаллической конструкцией, имевшей несущую обшивку, закрытые кабины и убирающиеся шасси. Однако уже в октябре 1939 г. стало ясно, что один двигатель мощностью 900 л.с (671 кВт) не соответствует задачам палубного торпедоносца-бомбардировщика. Поэтому в том же месяце Военно-морской флот США начал планировать проведение конкурса для авиационной промышленности на самолет для замены TBD. Ключ к развитию лежал в существовании таких мощных двигателей как «Пратт-Уитни» R-2800 и «Райт» R-2600 и R-3350. «Грумман» поставила перед собой цель — победу в конкурсе, и вскоре это стало главным делом фирмы.

 

Требования Военно-морского флота США не обещали легкую победу, однако заданный радиус действия с требуемыми загрузками оружия можно было выполнить. После пяти недель интенсивной работы накануне 1941 года инженерная бригада под руководством технического инженера Боба Халла набросала черновой вариант машины, которую позже назвали «Беременное Животное» (The Pregnant Beast), или, более любезно, «Турция».

Этот «толстый» фюзеляж, гигантское угловатое крыло и своеобразное хвостовое оперение могли быть только «грумманскими», но что никак не ожидалось, так это внутренний бомбоотсек и пулеметная турель. Инженер проекта Р.Коч (R.Koch) первым принял решение о таком внутреннем отсеке, частично потому, что это позволяло разместить нижнюю заднюю оборонительную позицию стрелка. Не имелось никаких проблем с пилотом, сидевшим высоко над передней кромкой крыла в просторной и удобной кабине, где обзор был просто отличным.

Описание самолета «Grumman» TBF «Avenger»

Фюзеляж/крыло:
Короткий фюзеляж типа полумонокок имел овальное сечение, создан из ряда угловых силовых рам (шпангоутов) и штампованных перегородок, закрытых гладкой металлической обшивкой. Среднерасположенное крыло имело прямоугольное сечение центральной секции и равносужающиеся складывающиеся наружные секции. Оно имело цельнометаллическую однолонжеронную конструкцию с металлической обшивкой с потайной клепкой, щелевые закрылки, размещенные между элеронами и центральной секцией. Складывание и раскладывание наружных частей крыла осуществлялось гидравлически. Опоры с масляным амортизатором крепились шарнирно в оконечностях центроплана и убирались в наружную (от фюзеляжа) сторону, в ниши наружных частей крыла. Хвостовое колесо полностью выдвигалось. Катапультные точки и выдвигающийся тормозной гак с электрическим приводом размещены в хвостовой части. TBF был хорошо спроектирован и почти не бился.

Силовая установка:
Опытный образец XTBF-1 имел 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения «Райт» R-2600-8. Этот двигатель с двухскоростным нагнетателем мощностью 1700 л.с. (1268 кВт) устанавливался на большинстве вариантов. ТВМ-4 имел двигатель R-2600-20 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт) и трехлопастной воздушный винт. Три основных топливных бака были встроены в центроплан — средний бак на 568 литров в пределах фюзеляжа и два внешних бака по 340 литра каждый в укороченных консолях центральной секции. Дополнительные обтекаемой формы сбрасываемые баки по 20 литров каждый размещались под наружными консолями крыла. Для полетов на перегоночную дальность в бомбоотсеке размещался сбрасываемый топливный бак на 1040 литра. Маслобак на 120 литров размещался в отсеке двигателя.

Вооружение:
TBF-1 имел один неподвижный 7,62-мм пулемет для стрельбы вперед в капоте двигателя (TBF-1С два 12,7-мм пулемета), один 12,7-мм пулемет в управляемой с помощью электропривода сферической турельной установке сверху фюзеляжа и один 7,62-мм пулемет под фюзеляжем. На самолетах TBF-3 вооружение было усилено и включало 12,7-мм пулеметы: два в крыле и по одному сверху и снизу фюзеляжа. Бомботорпедная нагрузка (в авиации ВМС США — авиационная торпеда калибра 558 мм Мк.12) составляла 907 кг. Подкрыльевые держатели рассчитаны на установку восьми 27-килограммовых ракет. Радар на ТВМ-3Е, предназначенный для обнаружения вражеских кораблей и подводных лодок  сделал этот вариант особенно ценным для ВМС США в первые послевоенные годы, и он стал основной действующей версией «Эвенджера» после 1945 года. Створки бомбоотсека имели гидравлический привод и могли управляться пилотом или бомбардиром. TBF-1L имел там же выдвигающийся прожектор.

В 1942 году, ВМС США получили радар ASB фирмы «Вестингауз», который стал стандартным оборудованием на некоторых версиях. Другой обычной установкой являлся радар APG-4 «Снайффер» (Sniffer) для автоматического маловысотного бомбометания. Индикатор радара находился перед бомбардиром, чей отсек таким образом стал несколько перенасыщенным.

Первый из двух прототипов XTBF-1, Bu.No 253е), совершил первый полет 1 августа 1941 года. Пилотом экспериментального груммановского самолета в то время был главный инженер по испытаниям Боб Халл. Фирма «Грумман» быстро оказалась перегруженной работой и спроектировала новый завод № 2, вдвое больший чем первый. Здесь предполагалось построить 286 самолетов TBF, заказанных «от чертежной доски» в декабре 1940 года. Тогда, как часто случается, неприятность вышла из ничего. 28 ноября 1941 года XTBF-1 пилотировали Боб Кук и инженер Гордон Исраэль. Около Брентвуда, приблизительно в 16 км к востоку от завода в Бетпэйдже, они обнаружили пожар в бомбоотсеке. (Единственной причиной, по общему мнению, могло быть короткое замыкание в электрической цепи.) Кук и Исраэль выпрыгнули с парашютами, а объятый пламенем самолет врезается в лес. Это не повлияло на программу, и к этому времени Военно-морской флот США изменил заказ на 286 машин на открытый контракт, который длился до 31 декабря 1943 года, пока не был построен 2291 самолет.

В не по сезону жаркое воскресное утро 7 декабря 1941 года все суетились в Бетпэйдже, так как начиналась красочная церемония открытия обширного нового завода № 2.  Внезапно вице-президент компании Клинт Тоул (Clint Towl) подходит к микрофону системы оповещения публики. Он поднял микрофон, чтобы сказать: «Японцы напали на Перл-Харбор: мы — на войне». Тоул запретил любые мероприятия, и публика начала расходиться по домам; когда последний из собравшихся тысяч прошел через ворота, предприятие было заперто. Завод стал охраняемым местом в течение следующих четырех лет. TBF было присвоено имя «Эвенджер» (Avenger — «Мститель»).

На службе

В скором времени завод № 2 был уже загружен производством TBF-1, и первый самолет из серийной партии, Bu.No 00373 ВМС США, полетел 3 января 1942 года. Немного технических изменений нужно было сделать, чтобы к концу шести месяцев поставить еще 145 машин, половина для эскадрильи Военно-морского флота США VT-8, уже завершавшей переучивание в Норфолке, Вирджиния. Отсюда шесть новых самолетов TBF пролетели, неся 1022-литровые баки в бомбоотсеках, через всю территорию США и по 10-часовому океанскому участку в Перл-Харбор. Их корабль- авианосец «Хорнет», уже отбыл, так что они полетели дальше — к атоллу Мидуэй. Здесь все шесть самолетов были уничтожены японскими истребителями, открыв счет потерям: это, возможно, был единственный случай, в котором TBF выглядел не в лучшем свете. С этого времени он станет не только разрушителем японского военно-морского флота, но также грозой подводных лодок Гитлера.

Модификации:

TBF-1  первая модификация.
 TBF-1D/TBF-1CD

 модификации самолетов TBF-1/TBF-1C, снабженные сантиметровым радаром.

 TBF-1E

 модификация модели TBF-1, имевшая дополнительное авиационное электронное оборудование.

 TBF-1J

 новое обозначение самолета TBF-1, полученное после его переоборудования во всепогодный.

 TBF-1L

 модификация модели TBF-1, снабженная в бомбовом отсеке убирающимся прожектором.

 TBF-1P/TBF-1CP

 модификации самолетов TBF-1/TBF-1C, предназначенные для фоторазведки.

 TBM-1  варинат TBF-1 фирмы General Motors.
 TBM-1E/TBM-1J/TBM-1L/TBM-1P

 самолеты производства компании General Motors, эквивалентные моделям TBF-1E/TBF-1J/TBF-1L и TBF-1P соответственно.

 TBF-2  модификация c  R-2600-10.
 TBF-3  модификация c  R-2600-30.
 TBM-3  варинат TBF-3 фирмы General Motors.
 TBM-3D

 модификация самолета TBM-3, оборудованная сантиметровым радаром.

 TBM-3E

 модификация самолета TBM-3, снабженная дополнительным авиационным электронным оборудованием.

 TBM-3H

 модификация самолета TBM-3, оборудованная бортовой РЛС обнаружения надводных целей ASV.

 TBM-3J

 новое обозначение самолета TBM-3, полученное после переоборудования его во всепогодный.

 TBM-3L

 модификация самолета TBM-3, снабженная в бомбовом отсеке убирающимся прожектором.

 TBM-3M/TBM-3M2

 модификации самолета TBM-3, предназначенные для запуска ракет.

 TBM-3N

 послевоенная модификация самолета TBM-3, предназначенная для ночных атак.

 TBM-3P  модификация самолета TBM-3 для фоторазведки.
 TBM-3Q  модификация самолета TBM-3 для радиопротиводействия.
 TBM-3R

 модификация самолета TBM-3, вмещающая семь пассажиров и груз для доставки на борт авианосца.

 TBM-3S/S2

 модификации самолета TBM-3, предназначенные для нанесения противолодочных ударов.

 TBM-3U

 модификация самолета TBM-3 общего назначения и для буксировки мишеней.

 TBM-3W/W2

 модификации самолета TBM-3, предназначенные для поиска подводных лодок; применялись совместно с самолетами TBM-3S/TBM-3S2, формируя с ними противолодочную команду «охотник-убийца».

ЛТХ:

Модификация   TBM-3
Размах крыла, м   16.51
Длина, м   12.16
Высота, м   5.02
Площадь крыла, м2   45.52
Масса, кг  
  пустого самолета   4913
  нормальная взлетная   7609
  максимальная взлетная   8286
Тип двигателя   1 ПД Wright R-2600-20 Cyclone 14
Мощность, л.с.   1 х 1900
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   444
  у земли   404
Крейсерская скорость , км/ч   243
Практическая дальность, км   1626
Cкороподъемность, м/мин   630
Практический потолок, м   7090
Экипаж, чел   3
Вооружение:   два 12,7-мм передних пулемета ,  один 12,7-мм пулемет в надфюзеляжной турели и  один 7,62-мм пулемет в подфюзеляжной позиции;
до 907 кг вооружения в бомбовом отсеке и узлы крепления для НУРС или торпед, сбрасываемых баков или контейнера с радаром под крылом.

Источники:

  • http://pro-samolet.ru/
  • http://www.airwar.ru/
  • https://waralbum.ru/
  • Grumman. Avenger» — Война в воэдухе. № 98, 99.
  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • Osprey. Barrett Tillman. TBF/TBM Avenger Units of World War 2.
  • Aircraft Profile 214. Rene J Francillion. Grumman (Eastern) TBF (TBM) Avenger.

5+

от admin