2+
В годы Второй мировой войны шел поиск новых решений в области камуфляжа. Этот процесс порой приводил к весьма интересным результатам. Так, канадские и американские инженеры заинтересовались применением активной подсветки. Одним из результатов этого стало появление авиационной системы камуфляжа под названием Yehudi Lights.

Переосмысление технологии

В 1940 г. Королевский канадский ВМФ начал работы по проекту Diffused Lighting Camouflage («Рассеивающая световая маскировка»). Основная его идея заключалась в оснащении корабля набором фонарей для подсветки в темное время суток. Освещая одни участки бортовой проекции и оставляя темными другие, корабль мог менять свои видимые очертания. Из-за этого противник не мог правильно опознать цель, оценить ее размеры, курс и скорость. В конечном счете всё это снижало эффективность торпедных атак.

Вскоре технологией DLC заинтересовались ВМС США. Они начали разработку собственных корабельных фонарей, а затем решили расширить сферы ее применения. Дело в том, что в эффективной маскировке нуждались не только корабли, но и самолеты. Несмотря на окраску в самые светлые оттенки, самолеты все равно заметно выделялись на фоне неба. За счет подсветки затененных зон планировалось затруднить обнаружение противником самолетов.

Работы в этом направлении стартовали в 1943 г. Разработку поручили Секции камуфляжа при комитете National Defense Research Committee. Также к работам привлекались другие организации из состава ВМС.

Проект получил название Yehudi Lights («Огни Иегуди»). В то время именем Иегуди в разговорном языке (с подачи известного радиоведущего) называли незаметного или отсутствующего здесь и сейчас человека. Возможно, что названия происходит от одного из имен Бога- Иегова (неправильного прочтения с иврита слова Ягвэ. прим.редакции) который присутствуя везде остается при этом невидимым.  В целом такое название подходило проекту.

Фонари для самолета

Разработку Yehudi Lights начали в контексте развития противолодочной авиации. Заказчик требовал снизить заметность самолетов противолодочной авиации таким образом, чтобы немецкие подводники могли замечать их не более чем за 30 секунд до атаки. Это позволяло самолету нанести точный удар до того, как подлодка начнет погружение.

Достаточно быстро установили, что применение DLC в исходном виде не имеет смысла. В дневных условиях для подсветки самолета требовались чрезмерно мощные лампы, иначе даже белый самолет выделялся на фоне неба. Установка энергосистем необходимой мощности не представлялась целесообразной. Кроме того, мощные прожекторы, выступающие за пределы обшивки, обязательно нарушили бы аэродинамику.

От подсветки самолета отказались и предложили альтернативное решение. На планере следовало установить набор прожекторов ограниченной мощности, направленных вперед. Их световой поток должен был сливаться с естественным освещением и «закрывать» самолет. Такой подход позволял решить поставленную задачу и не предъявлял особых требований к носителю и его электросистеме.

Впрочем, имелись некоторые ограничения. Разработанные фонари при желаемых характеристиках мощности давали луч шириной всего 3° по горизонтали и 6° по вертикали. Его следовало удерживать на атакуемой цели, а при отклонении подводники могли заметить приближающийся самолет. В связи с этим появилось особые требования к построению атаки. На подлодку-мишень следовало заходить как по глиссаде, с постоянным углом пикирования, обеспечивающим эффективную маскировку.

Фанерный самолет

В качестве основного носителя Yehudi Lights рассматривался бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator или его патрульная версия PB4Y-2 Privateer. Испытания велись с учетом этого факта и с применением соответствующих тестовых систем.

Первые наземные испытания провели в районе н.п. Ойстер-Бэй (шт. Нью-Йорк). На берегу при помощи пары башен и тросов на высоте 30 м подвесили деревянный макет в виде фронтальной проекции «Приватира». Наблюдение предлагалось осуществлять с другого берега с дистанции 2 мили с использованием 2-метровой вышки, имитирующей рубку подлодки.

Фигурный фанерный щит-макет оснастили набором фонарей Yehudi Lights. Вдоль каждой плоскости с разными промежутками разместили 15 фонарей, еще 10 установили на «носу фюзеляжа». Каждый фонарь оснащался сине-зеленым светофильтром. При работе на неполной мощности лампы накаливания «краснеют», а светофильтры позволяли на всех режимах сохранять необходимый бело-желтый оттенок, совпадающий с естественным освещением.

Фонари связали с системой управления. Она включала два фотоэлемента: один отслеживал фоновое освещение, другой «наблюдал» за контрольным фонарем. Автоматика старалась уравнять сигналы с обоих датчиков. Максимальная мощность всей системы достигала 500 Вт – в пределах возможностей энергетики PB4Y-2.

Испытания проходили при хорошей погоде и видимости. Наблюдатели с биноклями четко видели башни и поддерживающие тросы. Однако макет самолета с включенными лампами оставался невидимым на фоне неба. ВМС сделали очевидные выводы и перевели проект на новую стадию.

Огни в небе

Теперь речь шла о создании летающих лабораторий. Для проведения летных испытаний на переделку отправился серийный B-24. На нем установили 40 фонарей, систему управления и т.д. Все эти агрегаты в целом соответствовали комплексу, прошедшему наземные испытания. Уже в конце 1943 г. Liberator с «Огнями Иегуди» поднялся в воздух и продемонстрировал свои возможности.

Вскоре к новому проекту привлекли еще один самолет морской авиации – палубный бомбардировщик-торпедоносец Grumman TBF/TBM Avenger. Он получил схожие системы управления, но конфигурацию подсветки изменили. Ввиду меньших размеров планера на каждой плоскости поместилось только по пять фонарей, еще шесть поставили на обтекателе двигателя, два добавили на стабилизатор.

Прорабатывался вопрос установки фонарей на существующие и перспективные планирующие бомбы. Благодаря такому оснащению некрупный боеприпас мог максимально долго оставаться незамеченным и не рисковал попасть под огонь корабельной ПВО противника. Однако такой вариант системы Yehudi Lights остался на стадии разработки и не дошел даже до испытаний.

В течение всего 1944 г. и в первые месяцы 1945-го два опытных самолета регулярно совершали вылеты, а с земли или воды выполнялось наблюдение. «Огни Иегуди» проверялись в разных метеоусловиях, на разных дальностях, высотах, курсах и т.д. В целом были получены весьма интересные результаты.

Так, в одних и тех же условиях наблюдатель невооруженным глазом замечал бомбардировщик Avenger без работающих огней с 12 миль (19 км), но при их включении дальность обнаружения сокращалась до 3 тыс. ярдов (2,7 км). Бинокль увеличивал дальность обнаружения, однако ограниченное поле зрения не позволяло использовать это преимущество на практике.

Общие выводы

Проект Yehudi Lights признали удачным, но бесперспективным. В ходе испытаний было установлено, что самолет с набором специальных фонарей действительно может «незаметно» выполнять боевой заход на надводную цель и обнаруживать себя за считаные секунды до удара. Его своевременное обнаружение невооруженным глазом или с применением оптики являлось весьма сложной задачей. С точки зрения борьбы с подлодками такая система была весьма полезной.

Однако предложенный световой камуфляж не имел большого будущего. К тому времени ведущие страны успели освоить радиолокацию, против которой оптическая маскировка была бесполезна. РЛС уже активно использовались на надводных кораблях, а их массовое внедрение на подлодках являлось лишь делом времени.

Ввиду отсутствия реальных перспектив в начале 1945 г. работы по Yehudi Lights свернули. Разработка новых вариантов такой системы под те или иные образцы авиационной техники не велась. Фанерный макет, B-24 и TBF так и остались единственными ее носителями. Документы по проекту отправились в архив, а специалисты ВМС занялись более важными проектами.

Впрочем, идея активного светового камуфляжа не пропала. О ней вспомнили во время вьетнамской войны. Имеются сведения и о других попытках скрывать самолеты за счет подсветки. Вероятно, именно с этим связан тот факт, что документы по «Огням Иегуди» рассекретили только в восьмидесятых. Кроме того, различные слухи о применении светового камуфляжа ходят до сих пор. Возможно, в будущем идеи времен Второй мировой войны найдут практическое применение.

P.S. Своеобразной реинкарнацией системы Yehudi Lights можно считать советскую оптико-электронную систему противодействия- «Штора», устанавливаемую на танках и предназначенную для защиты от ПТУР с полуавтоматической командной системой наведения. Принцип работы системы «Штора»заключается в следующем: установленные на башне танка прожекторы испускают в оптическом и инфракрасном диапазоне модулированное излучение, и на дистанции 2-2,5 км происходит подавление работы оптико-электронных координаторов систем наведения ПТУР. Координаторы получают ложные сигналы от этих прожекторов, в результате чего трассер ракеты просто теряется на фоне прожектора и координаторы не могут отследить её траекторию из-за чего происходит срыв управления. Стоит сказать, что в реальных(не полигонных) условиях, система «Штора» показала довольно низкую эффективность против ПТУР второго поколения и практически нулевую эффективность против ПТУР третьего поколения(прим.редакции)  

Автор: Рябов Кирилл
Источник:https://topwar.ru/
Использованы фотографии:
ВМС США, КВМФ Великобритании, P-d-m.livejournal.com
2+

от admin