Говоря о легкой бронетехнике зачастую можно услышать, что она имеет противопульную или противоосколочную броню. К слову, иногда эти понятия ошибочно воспринимаются как тождественные, мол если у БМП или БТР противопульная броня, то от осколков она уж точно защитит. Но это не совсем верное, точнее говоря, крайне обобщенное понимание. Ведь осколки бывают очень разные, точнее говоря их производят разные боеприпасы, так если, к примеру, броня уверенно держит осколки ручной гранаты(с чем может справится даже легкий бронежилет первого класса защиты), то это вовсе не значит, что она с таким же успехом поведет себя перед осколками 152мм снаряда. В данной статье как раз и пойдет речь о том, какой толщины должна быть стальная или алюминиевая броня что бы удержать осколки подобных снарядов и насколько безопасно можно себя чувствовать в советских БМП и БТРах.

О проблеме

Начать, пожалуй, нужно с того, что данный аспект противоосколочной защиты почти никак не касается танков. Да, осколки артиллерийских снарядов способны нанести существенный урон машинам данного класса — например, в хлам разбить прицелы, снести внешнее оборудование, повредить ствол пушки и даже сильно потрепать ходовую часть. Однако пробить танковую броню они зачастую не способны — танковые толщины им не по зубам(тут понадобится что-нибудь покрупнее, к примеру, 250-килограммовая авиабомба).

А вот с техникой по типу боевых машин пехоты, бронетранспортёров, самоходок и лёгких броневиков ситуация совершенно иная. Иная, но вполне понятная: броня у них значительно тоньше, что обуславливается спецификой применения, поэтому оценка их защищённости от осколков при близком разрыве снарядов весьма актуальна как с практической, так и с теоретической (в рамках сравнения образцов) точек зрения.

Но каким же образом можно произвести эту оценку?

Безусловно, самый простой способ — это взять результаты испытаний нужных образцов техники и сравнить их, только вряд ли у каждого интересующегося окажутся под рукой такие документы. Да и условия проведения экзекуций над боевыми машинами (расстояние от детонирующего боеприпаса, его калибр и проч.) сильно различаются в зависимости от технических заданий и стандартов, принятых в той или иной стране, откуда родом выбранный для сравнения экземпляр.

Учитывая эти обстоятельства, в качестве основного критерия, по которому можно было бы судить об уровне защиты против осколков, желательно использовать их бронепробиваемость и соответствующий эквивалент стойкости, выраженный в миллиметрах стальной или, например, алюминиевой брони.

Миллиметры на практике

Конечно, вычислить бронепробиваемость осколков можно и с помощью калькулятора, что зачастую и делается в соответствующих исследованиях. Однако натурные эксперименты с многократным подрывом снарядов на разных расстояниях от броневых плит в этом плане могут быть даже более информативными, поскольку учесть все нюансы образования осколков на бумаге довольно сложно — речь всё-таки не о бронебойных боеприпасах.

Один из таких экспериментов был произведён в Советском Союзе и достаточно подробно описан в технической литературе. С его результатами мы и ознакомимся, поскольку они были рекомендованы авторами не только для оценки противоосколочной стойкости уже существующих боевых машин, но и для проектирования новой бронетехники.

В рамках этого исследования были взяты бронеплиты различной толщины из сталей марок 2П, 54П и БТ-70 с термомеханической обработкой, а также плиты из алюминиевого сплава АБТ-101. С характеристиками этих материалов можно ознакомиться в приложенной таблице.

Что же касается боеприпасов, то в качестве «подопытных» были использованы осколочно-фугасные снаряды калибра 100-мм и 152-мм. Средняя начальная скорость их осколков, замеренная с помощью скоростной киносъёмки, составляла: 760-780 м/с для 100-мм и 920-930 м/с для 152-мм калибра. Ну а распределение осколков по массе в процентном соотношении представлено ниже на изображении.

Примечательно, что подрыв снарядов (на разных расстояниях от бронеплит) производился на высоте, обеспечивающей максимальное попадание осколков в цель. То есть условия эксперимента были далеко не «тепличными» — при детонации артиллерийских снарядов в реальном бою техника подвергается меньшему воздействию осколочного потока, часть которого уходит мимо либо и вовсе в землю.

Теперь взглянем на информацию, которую удалось получить в ходе опытов.

Здесь представлена противоосколочная стойкость брони при подрыве 152-мм осколочно-фугасного снаряда в зависимости от расстояния. 1 — сталь 2П, 2 — сталь 54П, 3 — сталь БТ-70 с термомеханической обработкой, 4 — алюминиевый броневой сплав АБТ-101.

 

На этом изображении — противоосколочная стойкость брони при подрыве 100-мм осколочно-фугасного снаряда в зависимости от расстояния. Обозначения те же: 1 — сталь 2П, 2 — сталь 54П, 3 — сталь БТ-70 с термомеханической обработкой, 4 — алюминиевый броневой сплав АБТ-101.

Конечно, стойкость у исследуемых материалов оказалась разной — это и не удивительно, учитывая характеристики сплавов. Но главное то, что на основании этих результатов авторы смогли определить среднюю толщину брони (или её эквивалента при использовании наклонных броневых деталей и комбинированной/экранированной защиты), которая может дать гарантию защиты от осколков на дистанции 10 метров от взорвавшегося снаряда (максимально жёсткое требование по расстоянию, которое входит в ТТЗ на производство образцов легкобронированной техники).

Для 100-мм снарядов она составляет: 10-12 мм стальной брони и 32 мм алюминиевой. По 152-мм снарядам: 25 мм стальной брони и 45 мм алюминиевой. Эти цифры, разумеется, могут меняться на несколько процентов в ту или иную сторону в зависимости от марок сталей и алюминиевых сплавов, применяемых сегодня, но общую картину дают.

Исходя из всего вышесказанного можно с уверенностью сказать, что не стоит надеяться на то, что бортовая броня БМП-1/2(имеющая толщину 9 мм), или БТР-80(толщиной 7-9 мм) сможет защитить вас от близкого разрыва 152мм снаряда. Взрыв подобного снаряда на расстоянии до 30 метров превратит советские БТР и БМП в решето, а находящийся в ней экипаж и десант в фарш.

К слову, бортовая алюминиевая броня американского БТР М113(толщиной 44 мм) или комбинированная броня БМП M2 Bradley, на расстоянии более 10 метров от взрыва 152 мм снаряда, спасет и экипаж и десант.

Автор: Эдуард Перов

Отредактировано и дополнено ЕНОТОМ

Источники:
В.З. Вишневский, Ф.К. Закиров, И.А. Левин. Исследование противоосколочной стойкости броневых листов для легкобронированных ВГМ/ В.З. Вишневский, Ф.К. Закиров, И.А. Левин // Вопросы оборонной техники. – 1979. – № 86.

R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999

от admin