21 октября 1944 года, японский пикирующий бомбардировщик Аити D3A «Вэл» врезался в капитанский мостик флагмана австралийского флота, тяжелого крейсера «Австралия», осуществлявшего огневую поддержку высадки американских войск на Филиппинах. При этом погибли 23 матроса и семь офицеров, включая командира корабля, капитана Эмиля Дешана.

И хотя это произошло еще до официального ввода в бой японским командованием «авиаотрядов специальныых атак», большинство западных историков считает, что это был первый пример боевого применения камикадзе. Впрочем, японский летчик, совершивший «огненный таран», скорее всего, действовал не по приказу, а по собственной инициативе.

Между тем, первым тараном знакомство «Австралии» с «божественными ветрами» не ограничилось. Корабль, как будто, притягивал к себе смертников. Едва успев вернуться из ремонта в зону боевых действий, крейсер 5 января 1945 года вновь получил удар камикадзе, на этот раз — в левый борт. И хотя  сам корабль избежал серьезных повреждений и остался в строю, 25 моряков, из них трое офицеров, погибли, а 30 были ранены.

На следующий день — новый удар, теперь — в правый борт: 14 погибших и 26 раненых. Через час на крейсер нацелился еще один камикадзе, но был сбит и рухнул в воду. 7 января — очередные два смертника: один поймал прямое попадание зенитного снаряда и упал буквально в 15 метрах от «Австралии», окатив ее водой, а второй — ударил в борт и взорвался, сделав пробоину размером 2,5 на 4,5 метра. Но каким-то чудом никто из команды не погиб, только несколько моряков получили контузии. Затопленный отсек удалось герметизировать, корабль остался на плаву и даже сохранил боеспособность.

Но 9 января седьмой смертник, нацелившийся на капитанский мостик, слегка промахнулся и врезался в первую дымовую трубу, укоротив ее наполовину, но вновь никого не убив. После этого попадания было решено вывести крейсер в тыл и снова отправить его на капитальный ремонт. На этом завершилось участие «Австралии», столь удачно противостоявшей атакам камикадзе, во Второй мировой войне.

Поскольку австралийские и британские судоверфи были сильно перегружены, «Австралии» пришлось долго ожидать починки. Она вернулась в строй только в декабре 1945-го, когда война давно закончилась. После этого корабль проходил еще 9 лет. До 1950 года крейсер считался флагманом австралийского военно-морского флота. Потом он уступил эту престижную роль авианосцу «Сидней», а в 1954-м — отправился на слом.

Автор: Вячеслав Кондратьев

от admin