2+

Ни для кого не секрет, что по большинству армейских автомобилей информации, мягко говоря, немного. Но даже на этом фоне всеобщего «неразглашения» машина, о которой сегодня пойдет речь, кажется окруженной «берлинской стеной» молчания. Что ж, таково было требование заказчика — корпуса морской пехоты США.
В ходе военных акций во Вьетнаме у американских военных возникла нужда в легком внедорожнике, пригодном для транспортировки вертолетом. Машин, обозначенных шифром М422, сделано было немного (с января 1960-го по январь 1963 года — 4 тысячи штук). А поскольку вояки не слишком жалуют цифровые обозначения техники, то маленькая машина с большими возможностями вскоре оказалась наречена Mighty Mite — «всесильная букашка».

 

Прежде всего в сравнении с М38 и М606 (джипами, выросшими из хорошо известного Willys MB) это на самом деле была букашка. Ну посудите сами: длина — 2567 мм, ширина — 1549 мм, высота — 1679 мм, колесная база — 1650 мм. Меньше, чем у ЛуАЗ-969М (3390,1600, 1790 и 1800 мм соответственно) ! К тому же из-за широкого применения алюминиевых сплавов Mighty Mite был достаточно легок (сухая масса — 760 кг, снаряженная — 790 кг), а в целях маскировки в зарослях «зеленки» можно было снизить и высоту М422 до 1194 мм, опустив ветровое стекло и сняв запаску.

 

Впрочем, запасным колесом машины чаще всего не комплектовались, поскольку для военных вышедший из строя автомобиль это нечто схожее со… стреляной гильзой. «Всесильная букашка» была предназначена для перевозки четверых солдат: двоих на передних сиденьях и двоих на продольных задних полочках. Помимо того, машина могла транспортировать четверть тонны военных грузов (за сиденьями располагалась площадка размером 890×1050 мм).

 

Снабженный 55-сильным мотором, автомобиль мог брать 60-процентные подъемы, развивать скорость до 72 км/ч на шоссе и в зависимости от комплектации преодолевать броды глубиной от 540 до 1500 мм (в последнем случае машина оборудовалась шноркелями на впуске и выпуске) . Расход топлива составлял около 14,6 л/100 км при запасе 52 литра. М422 неплохо был подготовлен к бездорожью: клиренс — 230 мм, передний и задний углы въезда — соответственно 55 и 47 градусов. К этому можно добавить специальную «внедорожную» ступень в коробке передач, межосевой дифференциал и достаточно большие для автомобиля такого размера колеса с шинами 6,50-16. Не зря же «букашку» прозвали всесильной…

 

Машина М422 грузоподъемностью четверть тонны имела обязательный откидной задний борт Поскольку для производства четырех тысяч внедорожников совершенно не было смысла заказывать специальные штампы на лонжероны рамы, их заменили две связанные поперечинами трубы большого диаметра. А чтобы при этом не корежить выпускную систему о корни деревьев и бугры, выхлопные газы двигателя пустили… внутрь трубчатых лонжеронов. Лишенный дверей кузов был выполнен из алюминиевого листа толщиной 1,65 мм. Сиденья — простейшие, нерегулируемые. Перед водителем — панель приборов с традиционными для американских военных машин пятью циферблатами и рулевым колесом для Willys.

 

Теперь о двигателе… V-образный четырехцилиндровый воздушник со штанговым приводом клапанов и воздушным охлаждением. Его рабочий объем 1766 куб. см, что позволяет развивать 55 л. с. при 3600 об/мин. Двигатель обладал достаточно гибкими характеристиками — максимальный крутящий момент (124 Нм) достигался уже при 2000 об/мин.

 

Шасси Mighty Mite: колесная формула 4×4, рама из труб, независимая подвеска всех колес Четырехступенчатая синхронизированная коробка передач внедорожника была выполнена в одном блоке с одноступенчатой раздаточной коробкой. Интересный момент: привод на передние колеса задействовался одновременно со специальной пониженной передачей (включалась отдельным рычагом). Подвески у «букашки» независимые, на поперечных рычагах и продольных четвертьэллиптических рессорах. А стремление максимально сократить массу неподрессоренных частей заставило конструкторов М422 пойти на еще одно оригинальное техническое решение — вынести барабанные тормоза к картерам главных передач.

 

Наряду с базовой моделью М422 корпорация American Motors выпускала модификацию М422А1. В ее кузове располагались четыре полноценных сиденья, колесная база была увеличена до 1803 мм, длина до 2870 мм. Позади сидений площадка для груза размером 890×1050 мм и продольные скамейки.

 

Конечно, «всесильная букашка» представляла собой сугубо армейский автомобиль. На скорости 60 км/ч в машине просто невозможно разговаривать — приходится кричать, V-образная «четверка» не отличалась уравновешенностью, а при езде по бездорожью машину трясло с такой силой, что скобы и поручни оказывались «весьма по делу». На Mighty Mite использовалось 24-вольтовое электрооборудование. Кронштейнов для лопаты, пилы или троса на М422 не было предусмотрено, но был обязательный для военных машин фаркоп.

 

По окончании военных действий часть М422 так и осталась на рисовых чеках и в джунглях Вьетнама, а остальные машины (по мнению военных, они уже не подлежали ремонту) были распроданы в Штатах (1250 шт.). Но новоиспеченных владельцев «букашки» ждала незавидная участь. Дело в том, что Военное министерство (к тому времени выкупившее у корпорации American Motors (AMC) чертежи, производственную оснастку и запчасти) категорически отказало «счастливым» обладателям Mighty Mite в какой бы то ни было помощи. Результат подобной политики не заставил себя ждать — немногие уцелевшие в огне войны автомобили очень быстро вымерли…

К сожалению, до наших дней сохранилась лишь горстка «всесильных букашек», которые среди коллекционеров стоят весьма приличных денег. Что уж тут поделаешь — редкая это штука М422!

2+

от admin