14+

77 лет тому назад наступление нового 1945 года немцы отметили громко и с размахом. Если-бы кто-то решил провести конкурс на самый эффектный новогодний фейерверк, то, пожалуй, главным претендентом на первое место стало бы командование Люфтваффе, организовавшее утром 1 января 1945 года массированный авиаудар по англо-американским аэродромам в Бельгии, Голландии и Франции. Расчет был на то, что после бурного празднования союзники вряд ли сумеют сохранить бдительность и отразить нападение. Однако фокус не удался.

К концу декабря 1944 года немецкое контрнаступление в Арденнах, начатое двумя неделями ранее, стало выдыхаться. Авиация союзников обладала подавляющим численным перевесом и полным господством в воздухе. Под ее непрерывными ударами танковые и мотопехотные части Вермахта были вынуждены замедлить темп наступления, а потом и вовсе остановились, так и не решив поставленных задач.

Чтобы переломить ситуацию, требовалось хотя бы на время вывести из игры англо-американские воздушные силы. Для этого была срочно разработана операция под кодовым названием «Боденплатте» (в переводе — «фундамент» или «опорная плита»), в ходе которой намечалось уничтожить вражескую авиацию на ее аэродромах или, по крайней мере, нанести ей такой урон, который заставят английские и американские ВВС резко снизить боевую активность.

К операции привлекли всё, что смогли наскрести на Западном фронте — 1035 самолетов, в том числе 835 истребителей-бомбардировщиков. К тому времени немецкая штурмовая авиация испытывала острую нехватку летных кадров. Чтобы собрать необходимое количество экипажей пришлось даже привлечь летчиков из эскадрилий ПВО, которые не умели бомбить, а также — инструкторов летных школ и недоучившихся курсантов, еще не прошедших штурманскую подготовку и неспособных нормально ориентироваться на местности. Из этих курсантов сформировали группы, которым было приказано следовать в строю за лидером и бросать бомбы по его команде.

Операция готовилась в строжайшей тайне и это сыграло с немцами злую шутку. О «Боденплатте» не были предупреждены расчеты германской зенитной артиллерии, прикрывавшие стартовые позиции ракет «Фау-1» и «Фау-2» в Голландии. Когда на рассвете зенитчики увидели приближение воздушной армады, они приняли ее за вражескую и открыли ураганный огонь. В результате было сбито, по разным данным, от 17 до 35 «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов», еще несколько десятков машин получили повреждения. В общем, с самого начала всё пошло наперекосяк.

Некоторые группы так и не нашли своих целей, поэтому три из семнадцати намеченных к атаке аэродромов остались невредимыми, а еще три получили лишь незначительные повреждения. Несколько эскадр вышли на цель с опозданием, позволив союзникам поднять в воздух истребители. Вести воздушные бои с подвешенными бомбами немцы не могли и им приходилось либо прорываться, очертя голову, как камикадзе, либо поспешно избавляться от боевой нагрузки, не выполнив задачу.

Впрочем, и в этом случае у пилотов-недоучек почти не было шансов против «Мустангов», «Спитфайров» и «Темпестов». Многие участники налета из-за неопытности оторвались от своих групп и попросту заблудились, выработали горючее и совершили вынужденные посадки где придется, зачастую — на вражеской территории.

Все это вместе взятое привело к тому, что результаты «Боденплатте» оказались для немцев катастрофичными. Некоторые из участвовавших в нем эскадр потеряли до половины летного состава, а общий безвозвратный урон составлял 274 самолета и 213 летчиков, из которых 143 человека погибли, а 70 попали в плен.

Таких потерь за один день и в одной операции германская авиация не имела еще ни разу за всю войну. Для сравнения можно вспомнить, что в первый день операции «Барбаросса» немцы потеряли на всем советско-германском фронте и по всем причинам, включая небоевые, только 78 самолетов. А в первый день западного «Блицкрига», 10 мая 1940 года, — 235, из них 110 боевых.

Особенно болезненной была гибель в «Боденплатте» целого ряда опытных пилотов, вроде майора Гюнтера Шпехта, имевшего на счету 34 воздушные победы, в том числе 11 сбитых «Летающих крепостей».

Союзники потеряли 305 самолетов различных типов, уничтоженных на земле, 15 истребителей, сбитых в воздушных боях, и еще шесть, разбившихся по техническим причинам, либо — из-за ошибок пилотирования. Это было менее трех процентов от общей численности англо-американских ВВС на Западноевропейском театре военных действий. Безвозвратные потери летного состава были вообще мизерные и составляли всего 11 человек: девять англичан, один американец и один поляк.

Таким образом, союзники потеряли больше техники — 326 машин против 274, но их потери в летных кадрах оказались в 25 раз меньше, чем у немцев. Такое соотношение означало, что операция «Боденплатте» потерпела полный крах, особенно, с учетом десятикратного численного перевеса ВВС антигитлеровской коалиции на Западном фронте.

В итоге, «Боденплатте» стала не опорной, а могильной плитой, накрывшей ударную авиацию Люфтваффе. Но салют на собственных похоронах получился весьма ярким.

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com/
14+

от admin