4+

Микоян-Гуревич 105.11 ЭПОС («Лапоть»)
Этот летательный аппарат был создан в ОКБ Микояна в рамках проекта «Спираль».

«К постройке аналога приступили в 1968 году, а сборка завершилась в 1974 году. Для обеспечения взлета изд.105-11 с аэродрома лыжи на основных опорах шасси заменили на колеса. 11 октября 1976 года летчик-испытатель А.Г.Фастовец поднял самолет в воздух, совершив перелет с одной грунтовой ВПП на другую. Перелет протяженностью 19 км проходил на высоте 560 м. В следующем году приступили к полетам на подвеске у самолета Ту-95КМ. Первый отцеп от него в воздухе на высоте 5000 м, управляемый полет с работающим ТРД и посадку на аэродром Фастовец выполнил 27 октября 1977 года. Всего было выполнено 8 таких полетов. Затем для проведения второго этапа испытаний была произведена замена колесного шасси на лыжное. В 1978 году дозвуковые летные испытания изд.105-11 по определению ЛТХ при отцепе от самолета-носителя были завершены. В последнем полете в сентябре 1978 года самолет был поврежден при посадке. С 1976 года в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета – “Бурана”, и к 1979 году все работы по теме “Спираль” и изд.105 были прекращены.

Работы над «Спиралью» (кроме аналогов БОР- беспилотного орбитального ракетоплана) были окончательно прекращены после начала разработки более масштабного, менее технологически рискованного, казавшегося более перспективным и во многом повторявшим американскую программу Спейс шаттл проекта «Энергия-Буран». Министр обороны А. А. Гречко даже не дал разрешения на орбитальные испытания почти готового ЭПОС, начертав по разным данным резолюцию «Фантазиями мы заниматься не будем» или «Это — фантастика. Нужно заниматься реальным делом». Основные специалисты, ранее работавшие по проекту «Спираль», были переведены из ОКБ А. И. Микояна и ОКБ «Радуга» приказом министра авиационной промышленности в НПО «Молния».

4+

от admin