1+

Долгое время после второй мировой войны силы самообороны Японии имели на вооружении системы, разработанные в других странах, в основном в США. В стране было освоено лицензионное производство самолетов F-104, F-4, F-15, вертолетов VH-1H, AH-1S, SH-3H и другой техники.

Со временем по объему промышленного производства страна вышла на второе место в мире, и создавшееся положение в области производства и разработки боевой техники перестало устраивать японских военных. Япония к 1970-м годам уже имела опыт создания реактивных самолетов: фирма «Мицубиси» спроектировала сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-2 и истребитель F-1 на его основе. В 1980-м начались работы по созданию полноценного истребителя FS-X.

И вот тут-то японцы столкнулись с мощным противодействием таким работам со стороны США. Американские промышленники не хотели упускать столь выгодный рынок. Давление с целью приостановки работ по созданию собственной авиационной техники, в первую очередь, истребителя, оказывалось на Японию на всех уровнях: от рядовых менеджеров фирм-производителей до президента США. В какой-то мере это принесло свои плоды: планер FS-X конструктивно подобен планеру F-16, а работы по этому самолету затянулись.

В области вертолетостроения японцы также ориентировались на США, но такое положение не могло сохраняться вечно. Они учли уроки, полученные при разработке FS-X. Проектирование первого японского вертолета велось в обстановке строжайшей тайны, режим секретности в отношении проекта был даже более жестким, чем в США при создании самолета-невидимки F-117. Покров тайны был необходим, с одной стороны, чтобы избежать политического давления со стороны США, а с другой — чтобы уйти от обвинений в возрождении японского милитаризма. В результате общественное мнение Японии и правительство США были поставлены перед свершившимся фактом. Первые подробные сведения о вертолете появились в открытой западной прессе только в 1996-м, когда вертолет уже был практически готов.

Разработка легкого военного вертолета началась в 1991-м. Официально он предназначен для замены вертолетов «Кавасаки/Макддоннел-Дуглас» ОН-6. Силам самообороны Японии требовался вооруженный вертолет, способный координировать действия противотанковых вертолетов, таким как Белл AH-1S, действовать над полем боя, иметь высокие летные характеристики и хорошую маневренность. Особо оговаривалась возможность защиты противотанковых вертолетов от вертолетов и самолетов противника. Фактически создавался не легкий многоцелевой вертолет (каким является ОН-6), а боевой вертолет-истребитель небольших размеров, способный вести разведку и осуществлять целеуказание.

В качестве возможных преемников ОН-6 рассматривались американские и европейские модели, но были отвергнуты из-за несоответствия требованиям командования сил самообороны. В условиях японских островов, покрытых горами, необходим легкий вертолет очень небольших размеров со значительным радиусом действия и хорошей маневренностью. Свое веское слово сказали и японские промышленники, которые крайне заинтересованы в работах по созданию новой машины. Положение японской военной промышленности осложняется наличием в конституции страны статьи, запрещающей экспорт вооружения. Все мировые фирмы, производящие оружие, получают очень неплохие деньги от его экспорта, а японцы могут рассчитывать только на внутренний рынок. Политическое руководство страны с благосклонностью отнеслось к консенсусу, достигнутому военными и «акулами» военно-промышленного комплекса. Поддерживать собственное производство — святое дело, особенно, если это дело пахнет большими деньгами. Работам по вертолету, получившему обозначение ОН-Х(впоследствии OH-1 Ninja), был дан «зеленый свет».

Генеральным подрядчиком по программе ОН-Х в 1992-м была выбрана фирма «Кавасаки Хэви Индастриз» (КХИ), на долю которой приходится 60% работ. Фирма отвечает за разработку передней части фюзеляжа, динамической системы, окончательную сборку и начальные летные испытания. На фирме «Мицубиси Хэви Индастриз» (MHI) и «Фудзи Хэви Индастриз» (FHI) отведено по 20% от всего объема работ. Фирма «Кавасаки» представила полноразмерный макет в 1994 г. Новый вертолет, как и следовало ожидать, внешне значительно отличался от ОН-6.

Узкий фюзеляж шириной 1 м, кабина экипажа с тандемным расположением летчика и оператора вооружения, крыло небольшого размаха, неубираемое колесное шасси с хвостовой опорой — все это скорее напоминает легкий противотанковый вертолет, такой как значительно больший по размерам итальянский А129 «Мангуста». Узкий фюзеляж в сочетании с тандемным расположением экипажа обеспечивает хороший обзор. А это условие было одним из главных приоритетов при разработке вертолета.

В динамической системе впервые в Японии применены безшарнирная втулка, изготовленная из композитов (КМ), и четырехлопастный несущий винт. Жесткая втулка, разработанная фирмой «Кавасаки», повышает маневренность на малых высотах. Примерно 40% конструкции вертолета ОН-Х, в том числе лопасти несущего винта, изготовлены из КМ. Применение восьмилопастного асимметричного рулевого винта типа «фенестрон» уменьшает вибрации, уровень шума и вероятность повреждения лопастей деревьями и другими препятствиями. Рассматривалась возможность применения системы NOTAR (газовая(реактивная) система компенсации реактивного момента), но согласно сообщению представителей фирмы «Кавасаки», данная система уступает рулевому винту типа «фенестрон» в энергетических соотношениях. В то же время представители сил самообороны до последнего момента рассматривали систему NOTAR в качестве альтернативы.

Вертолет ОН-Х оснащен двумя турбовальными двигателями TS1-10 мощностью по 885 л. с. с цифровой диагностической системой и входными фильтрами механических частиц. Двигатели разработаны фирмой «Мицубиси» при участии фирм «Ишикавадзима-Харима Хэви Индастриз» и «Кавасаки». Информации, позволяющей судить о причинах выбора для вертолета ОН-Х двигателей TS1-10 и самих двигателях, крайне мало. Известно, что они спроектированы на основе ГТД «Мицубиси» MG5, которые впервые были установлены на экспериментальном вертолете RP-1. Новыми ТВД планируется оснастить также проектируемый десятиместный гражданский вертолет МН200. Для установки на ОН-Х предлагались двигатели LHTEC T800 и «Турбомека» ТМ 333, но были отклонены, видимо, в первую очередь, по политическим причинам. На японском вертолете должна быть японская силовая установка. Разработка небольшого по размерам, достаточно легкого и мощного турбовального двигателя велась в Научно-исследовательском институте сил самообороны параллельно с разработкой вертолета.

Оснащенный двумя ГТД TS1-10 вертолет ОН-Х с полетным весом 3 — 4 т имеет максимальную скорость на уровне моря 260-277 км/ч, радиус действия около 200 км и продолжительность полета с двумя подвесными топливными баками 1 ч. Установленные на вертолете авионика и датчики первичной информации также разработаны в Японии. В каждой кабине, передней — летчика и задней — второго летчика (наблюдателя), установлено по два многофункциональных жидкокристаллических дисплея, сопряженные с шиной данных MIL-STD 1533В. В состав бортового электронного оборудования входят нашлемные дисплеи и повышающая устойчивость автоматическая система управления полетом. Управление вертолетом осуществляется с помощью боковых рукояток. Специально для вертолета ОН-X была разработана гиростабилизированная система наблюдения с обзором 110 градусов по азимуту и 40 градусов по углу места. В систему входит цветная телевизионная подсистема, способная работать с условиях низкой освещенности, лазерный дальномер и тепловизор обзора передней полусферы. Установка системы передачи данных в реальном масштабе времени не планируется.

Консоли крыла, установленные по бокам средней части фюзеляжа, используются в первую очередь для подвески УР класса «воздух — воздух» малого радиуса действия и создания дополнительной подъемной силы. Под каждым полукрылом на двух пилонах могут подвешиваться по две УР «Тошиба» тип 92, на внутренних пилонах — топливные баки емкостью по 160 л. Установка ПТУР не предусмотрена. Состав вооружения — четыре УР «воздух-воздух» — лишний раз говорит о том, что ОН-Х — вертолет-истребитель, а не легкий скаут. Выкатка вертолета состоялась в марте 1996-го. Первый полет на аэродроме испытательного центра сил самообороны в Гифу вертолет совершил 6 августа 1996 г. Полет продолжался 16 мин., была достигнута скорость 55 км/ч и высота 10м. Летчик — испытатель фирмы «Кавасаки» Инаяма отметил хорошую устойчивость и управляемость. В мае 1997-го прототип передали Научно-исследовательскому институту сил самообороны для дальнейших летных испытаний. Испытания, в которых приняли участие четыре машины, завершились в начале 2000 г. В этом же году японские воздушные силы самообороны приняли этот вертолет на вооружение под обозначением OH-1 Ninja.

ЛТХ:

Диаметр главного винта, м   11.50
Длина,м   12.00
Высота ,м   3.80
Масса, кг
  пустого вертолета   2450
  взлетная   3500(максимальная 4000)
Тип двигателя   2 ГТД Mitsubishi TCI-5(либо TS1-10QT)
Мощность, кВт   2 х 700(885 для TS1-10QT)
Максимальная скорость, км/ч   277
Практическая дальность, км   550
Практический потолок, м  4880
Экипаж, чел   1-2
Вооружение :   4 УР воздух-воздух Toshiba 91

Источники:

http://www.airwar.ru/

Крылья Родины. Михаил Никольский. Винтокрылый самурай

Максим Старостин. Все вертолеты Мира.  Kawasaki OH-X

Виктор Шунков. Боевые вертолеты

Е.И.Ружицкий. Вертолеты

Norio Aoki. Aircraft of Japan. Kawasaki OH-1

1+

от admin