1+

Появление в конце 1930-х гг. на вооружении в ВМФ новейших тяжелых кораблей с катапультами на борту потребовало и новых самолетов к ним. Первый корабельный самолет-разведчик КОР-1 конструкции ЦКБ МС Г.М. Бериева, выполненный по схеме биплана с центральным поплавком, имел большое сопротивление воздуха в результате чего имел низкую скорость полета, к тому же еще он имел низкую мореходность. Поэтому еще на стадии проектирования Г.М. Бериев решил отказаться от бипланной схемы и выполнить КОР-2 как летающую лодку-моноплан. Постройка самолета стала для Г.М. Бериева первостепенной задачей.

 

Ведь от того, насколько удачным окажется новый самолет, напрямую зависела судьба всего КБ. Объяснялось это тем, что в Управлении ВВС констатировали заметное отставание отечественного гидросамолетостроения от современных требований.
В феврале 1939 г. по решению наркоматов авиапромышленности и ВМФ проектирование и постройку КОР-2 поручили Г.М. Бериеву. Чего только стоило ему «пробить» этот заказ (его проект проигрывал КБ И.В. Четверикова) и избежать закрытия КБ со всеми вытекающими последствиями. Эскизный проект был разработан в двух вариантах — в лодочном и поплавковом. Тем временем у военных к проекту появился ряд претензий. В управление морской авиации была направлена докладная записка о том, что конструкция КОР-2 (Бе-4) не отвечает предъявленным требованиям по габаритам и по летным данным. Но, несмотря на трудности, работа по самолету продолжалась. От получения технических требований на самолет до его постройки понадобилось 14 месяцев.

 

В октябре 1940 г. первый КОР-2 (Бе-4) был готов к испытаниям на Азовском море. КОР-2 представлял собой лодочный цельнометаллический моноплан с подкосным верхнерасположенным крылом и нормальным оперением. Двигатель М-63 с тянущим винтом крепился к подмоторной paмe и пилону. Для уменьшения габаритов крыло могло складываться. Экипаж состоял из двух человек: летчик в пилотской закрытой кабине, а штурман в своей. Вооружение самолета — два пулемета ШКАС: один на неподвижной установке в носу лодки, а второй — на турельной установке в задней кабине.
21 октября летчик-испытатель Н.П. Котяков выполнил первый полет. Для испытания построили две машины. После заводских испытаний самолет передали на госиспытания, которые проводил летчик-испытатель С.Б. Рейдель. В Акте госиспытаний говорилось, что самолет соответствует летно-техническим данным и удовлетворяет требованиям ВМФ. Правда, был отмечен и ряд недостатков по вооружению самолета, которые требовалось устранить на серийных машинах.

 

Серийное производство КОР-2 (Бе-4) было налажено на заводе в г. Кимры Московской области. Специалисты КБ во главе с Г.М. Бериевым переехали туда в марте 1941 г. К сожалению, начавшаяся война и эвакуация КБ в Омск на завод № 288 не позволили собрать в Кимрах ни одного летного экземпляра самолета. Окончательное завершение госиспытаний сдерживалось отсутствием катапульты, которую строили на ленинградском заводе. Готовую катапульту установили на большую плавучую баржу, оборудованную краном для подъема самолета на тележку. После проведения контрольных сбросов с катапульты грузов, соответствующих весу самолета, был подготовлен старт КОР-2. Первый взлет с катапульты совершил в конце июля 1941 г. С.Б. Рейдель. Серийное производство самолетов, получивших обозначение Бе-4, продолжилось на двух заводах в Омске и Красноярске, где было построено около 50 машин. Из-за небольшого количества построенных самолетов они мало использовались на фронтах Второй мировой войны.

 

Тактико-технические характеристики Бе-4

— Главный конструктор: Г. М. Бериев
— Первый полёт: 21 октября 1940 года
— Начало эксплуатации: осень 1941 года
— Конец эксплуатации: 1947 год
— Единиц произведено: 44

Экипаж Бе-4

— 2 чел

Размеры Бе-4

— Длина: 10,5 м
— Размах крыла: 12,0 м
— Площадь крыла: 25,5 м²

Вес Бе-4

— Масса пустого: 2082 кг
— Масса снаряжённого: 2397 кг
— Максимальная взлётная масса: 2760 кг

Двигатель Бе-4

— 1 × М-62
— Мощность двигателей: 1 × 850 л. с.

Скорость Бе-4

— Максимальная скорость: 356 км/ч

Дальность полета Бе-4

— 550—1150 км

Практический потолок Бе-4

— 8100 м

Вооружение Бе-4

— Стрелково-пушечное: 2 х ШКАС
— Точки подвески: 4
— Бомбы: 4 х ФАБ-100 (перегруженный вариант)

Источники:

http://oruzhie.info/

http://www.airwar.ru/

1+

от admin