4+

15 мая 1938 года завершился рекордный полет японского самолета Gasuden «Koken» (Гасуден «Кокен») под управлением пилота Юдзо Фудзиты. Взлетев 13 мая, этот самолет за двое суток «намотал» 29 кругов над территорией Японии, пролетев 11651 километр и побив таким образом абсолютный мировой рекорд дальности, установленный десятью месяцами ранее советским экипажем под руководством Михаила Громова на самолете АНТ-25.

В 1931 году японские инженеры и учёные Токийского имперского университета (ныне Токийский университет) предложили создать самолёт для рекордного беспосадочного перелёта (примерно в те же годы созданием такого самолёта, впоследствии получившего название АНТ-25 занялись в ЦАГИ). На проектирование и постройку машины был выделен бюджет в 250 000 йен (хотя впоследствии эта сумма была превышена). Самолёт строился на мощностях Tokyo Gas and Electric Industry Co., Ltd. (Gasuden), для которой постройка подобных машин была совершенно новой задачей — по сравнению с лёгкими деревянными самолётами, которые компания строила раньше, цельнометаллический «Koken» был не просто шагом, а гигантским скачком вперед. Работы над самолётом продвигались медленно — в постройке было задействовано всего 25 человек.

На самолёте планировали установить дизельный двигатель собственной разработки, но создать и «довести» новый мотор для такой задачи было бы довольно сложной задачей и было решено установить доработанный двенадцатицилиндровый двигатель BMW VIII (собран по лицензии Kawasaki), мощностью в 715 лошадиных сил, который приводил в движение двухлопастной деревянный пропеллер Sumitomo SW-4 диаметром 4 метра. Для уменьшения лобового сопротивления самолёт был лишён выступающего над фюзеляжем фонаря, во время взлёта и посадки пилот мог поднять кресло и козырёк, во время полёта он был полностью «утоплен» в фюзеляже, что значительно ухудшало обзорность.

В экипаж самолёта вошли: майор Юзо Фудзита (командир корабля), Фукудзиро Такахаси (второй пилот) и Кинкичи Секине (бортинженер). Первый полёт был совершён 25 мая 1937 года, за два месяца до рекордного полёта АНТ-25. Испытательные полёты продолжались около полугода, а 13 ноября была предпринята первая попытка штурма мирового рекорда — оказавшаяся неудачной из-за проблем с шасси. Вторая попытка, предпринятая 10 мая 1938 года также оказалась неудачной — отказал автопилот. Удачным оказался третий полёт, начавшийся в пятницу, 13 мая 1938 года в пять часов утра. Взлётный вес самолёта составлял почти десять тонн и самолёт ушёл буквально «с последней плиты» — до конца взлётной полосы оставалось меньше 50 метров.

В отличии от полёта АНТ-25, для Koken-ki задачей было не перемещение «из точки в точку», а полёт по закольцованному маршруту. Выполнив 29 «кругов», вечером 15 мая 1938 года самолёт приземлился, установив новый рекорд дальности — 11 651 километр. После приземления в баках оставалось ещё около полутонны топлива, чего было достаточно для продолжения полёта ещё на 1 200 километров. В этом полёте самолёт установил два мировых рекорда, признанных ФАИ — рекорд дальности и рекорд скорости на 10 000-километровом маршруте, составивший 186,192 км/ч.

Установленный японцами рекорд продержался до августа 1939 года, когда его побили итальянцы на специально подготовленном трехмоторном Savoia-Marchetti SM.82 и остался единственным авиационным рекордом, установленным представителями Страны Восходящего Солнца в межвоенные годы. Стоит так же сказать, что несмотря на то, что итальянцам удалось побили рекорд японцев, но сделали они это на трехмоторном самолете, а для одномоторных поршневых самолетов, рекорд установленный экипажем Фудзиты до сих пор остается непревзойденным! 

ЛТХ:

Размах крыла, м   27.93
Длина, м   15.06
Высота, м   3.60
Площадь крыла, м2   87.30
Масса, кг  
  пустого самолета   4225
  нормальная взлетная   9216
Тип двигателя   1 ПД Kawasaki (BMW VIII)
Мощность, л.с.   1 х 715
Максимальная скорость , км/ч   249
Крейсерская скорость , км/ч   211
Практическая дальность, км   11651
Практический потолок, м   3410
Экипаж, чел   3

Источники:

http://www.airwar.ru/

https://vikond65.livejournal.com/

Альтернативная история. Малиновое крыло или АНТ-25 по-японски

Putnam. Robert C. Mikesh, Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941

Jane’s All the World Aircraft 1938

Arawasi. Gasuden Koken-ki

https://www.secretprojects.co.uk/threads/gasuden-kokenki-tokyo-gasu-denki-«-wings-of-the-century-».17021/

4+

от admin