15 мая 1895 года во Франции вступил в строй броненосный крейсер «Дюпуи де Лом» — один из самых оригинальных боевых кораблей конца XIX века. Французы в тот период проявляли странную любовь к кораблям с очень длинными носами-таранами, но в «Дюпуи де Ломе» эта любовь достигла апогея, причем, помимо «утиного» носа, ему сделали почти такую же вытянутую корму. Отчасти это объяснялось стремлением уменьшить площадь боковой проекции для снижения количества и массы брони, необходимой для ее защиты.
В 1911 году «Дюпуи де Лома» списали, потом пытались продать в Перу и даже начали обучать на нем перуанских матросов, однако, в конце концов покупатель отказался от сделки. Наконец, в 1918 году корабль разоружили и переоборудовали в грузовое судно, но и в этом качестве он не преуспел из-за постоянных поломок силовой установки. В 1923 году бывший крейсер разобрали на металлолом.
«Дюпуи де Лом» до и после реконструкции.
«Дюпуи де Лом» в своем первоначальном виде. Это был первый в мире крейсер с полностью забронированными бортами и размещением всей артиллерии главного и среднего калибров во вращающихся броневых башнях.
Крейсер на полном ходу. Испытания показали, что его паровые машины вместо расчетной мощности в 14000 лошадиных сил могли развивать только 13000, да и то — лишь короткое время. Из-за этого максимальная скорость оказалась ниже проектного значения — не 20, а 19 узлов.
«Дюпуи де Лом» после реконструкции, которая продолжалась с 1902 по 1906 год. За это время на нем заменили котлы и машины, вследствие чего корабль из двухтрубного стал трехтрубным, а вместо задней «боевой башни» установили обычную мачту. Когда крейсер повторно вышел на испытания, его владельцы с изумлением узнали, что максимальная скорость не возросла, как планировалось, а наоборот — упала до 18 узлов. К тому же, из-за утяжеления передней части и облегчения задней корабль на ходу стал зарываться носом в воду.
Таков был обескураживающий результат четырех лет работы, обошедшейся французской казне в миллион франков (общая стоимость корабля — три миллиона). После испытаний крейсер признали ограниченно боеспособным и почти весь остаток службы он простоял в порту.




