3+

55 лет назад, 18 октября 1966 года, совершил первый полет гигантский экраноплан КМ — подлинный шедевр советских авиационных и корабельных технологий. По длине фюзеляжа — 92 метра и по величине полезной нагрузки — 250 тонн(в некоторых источниках приводится грузоподъемность в 304 тонны, но эта цифра неправильная так как является всего лишь разностью между массой пустого аппарата и максимальной взлетной. Прим. редакции) он до сих пор остается одним из крупнейших в мире летательных аппаратов.

Впрочем, это было чисто экспериментальное изделие, предназначенное для отработки технологий и аэродинамических исследований, поэтому аббревиатура «КМ» расшифровывалась как всего лишь «корабль-макет». Но западные разведки, не зная об этой расшифровке, окрестили обнаруженного на спутниковых снимках гиганта «Каспийским монстром» (Caspian Monster), поскольку его испытания проходили в Каспийском море.

Надо заметить, что он произвел на военных специалистов НАТО потрясающее впечатление, поскольку ни в одной стране мира, включая США, ничего подобного не было.

Экраноплан испытывался в течение 15 лет, до тех пор, пока в 1980 году не потерпел обошедшуюся без жертв аварию из-за ошибки экипажа. Экраноплан после аварии ещё целую неделю оставался на плаву, однако попыток спасти его не предпринималось, после чего он затонул. Операций по подъёму, восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось. Поскольку летная программа к тому времени была практически завершена, а на смену КМ уже проектировался новый экраноплан «Лунь», восстанавливать «монстра» уже не имело смысла.

О КМ, который был рассекречен во времена перестройки-гласности, написано уже довольно много, но до сих пор неизвестно, в какую сумму обошелся этот грандиозный объект советскому бюджету. Можно лишь предположить, что она была не менее грандиозной чем сам экраноплан. А насколько необходимыми и оправданными были эти расходы, тем более — в условиях, когда у Советского Союза уже достаточно четко просматривался путь к полному экономическому коллапсу и последующему развалу, решайте сами.

Как бы там ни было, «Каспийский монстр» остался в истории как величественный и красивый, но почти забытый и в сущности бесполезный символ советского могущества.

ЛТХ:

Размах крыла, м   37.60
Размах хвостового оперения, м   37.00
Длина, м   92.00
Высота, м   21.80
Площадь крыла,м2   662.50
Масса, кг  
  пустого самолета   240000
  максимальная взлетная   544000
Тип двигателя   10 ТРД ВД-7
Тяга, кгс   10 х 13000
Максимальная скорость, км/ч   500
Крейсерская скорость, км/ч   430
Практическая дальность, км   1500
Высота полета на экране, м   4-14
Мореходность, баллов   3
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com
http://www.airwar.ru/
Техника-Молодежи. Алексей Кузнецов. Каспийский монстр
Сайт ВВС России. Парящие над волнами
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России
Красная звезда. Анатолий Докучаев. В чем сила «Каспийского монстра
Летательные аппараты нетрадиционных схем. Экранопланы
Аэрохобби. С.Кравчук, А.Маскалик, А.Привалов. Летящий над волнами
Prototypes.com. Les Ekranoplanes. Le monstre de la mer Caspienne
Red Star 8. Sergey Komissarov. Russian’s Ekranoplans
3+

от admin