2+

Не так давно боевые корабли несли на себе толстенную броню. В свое время, это действительно имело смысл, когда морские монстры осыпали друг друга сотнями снарядов, а морские сражения напоминали поединок боксеров обменивающихся сериями ударов. Но времена броненосцев давно прошли. В современном морском бою судьбу корабля может решить всего один удар высокоточной противокорабельной ракеты, самонаводящейся торпеды или управляемой бомбы.

Любой корабль, даже построенный с применением технологий снижения заметности, будет обнаружен раньше, чем сможет применить артиллерию против другого корабля. Поэтому защищенность современного фрегата или эсминца измеряется не сантиметрами броневой стали, а возможностями их систем противоракетной и противоторпедной обороны.

Первое, что приходит на ум при решении задачи самозащиты корабля — уничтожить приближающуюся угрозу. Действительно, многие слышали о комплексах активной защиты(КАЗ), которые используются на современных танках и другой бронетехнике, например израильский КАЗ «Трофи» или украинский «Заслон». Боевые корабли тоже имеют внушительные противоракетные возможности: комплексы ПВО ближнего радиуса действия, использующие зенитные ракеты и автоматические пушки. В сочетании с мощными корабельными радарами и системами управления огнем они довольно неплохо выполняют функции ПРО, но мы их сейчас не будем рассматривать, это тема для отдельной большой статьи. Мы поговорим о специфических и не совсем обычных системах самозащиты корабля.

«Умная» ложная цель

Спрятать корабль в море от всевидящего ока радаров очень сложно, многие сейчас работают над этим, но до полной радионевидимости еще очень далеко. На сегодняшний день, ценой невероятных усилий, удается лишь снизить дальность обнаружения корабля радарами противника. Но раз уж нельзя спрятаться, можно обмануть радар, создав ложный «корабль».

Одним из способов защиты корабля от ПКР(противокорабельной ракеты) с радиолокационной ГСН(головкой самонаведения) является использование средств РЭБ(радиоэлектронной борьбы). Обнаружив излучение радара ракеты корабль начинает глушить его, излучая радиопомехи на той же частоте. Такой прием неплохо работал со старыми ракетами, их система наведения не могла вычленить цель среди помех. Но в системы наведения современных ракет был введен специальный алгоритм позволяющий в случае применения средств РЭБ наводит ракету на источник помех, в результате чего ракета начинает идти на источник излучения как акула на запах крови. Нужно сказать, что попадание ПКР даже не в корпус корабля, а всего лишь в надстройку на которой расположена антенна РЭБ тоже не сулит ничего хорошего, даже в этом случае, корабль, скорее всего, будет надолго выведен из строя.

Но раз ракета идет на источник излучения, значит, нужно сделать так, что бы этот источник не находился на корабле. Именно для этого была создана ракета-постановщик помех «Nulka», разработанная в Австралии ещё в 1970-х годах. Это средство постановки активных помех, которые должны глушить системы наведения противокорабельных ракет, создавая ложную цель и уводя тем самым угрозу от корабля.

Благодаря своему уникальному двигателю, после запуска «Nulka» зависает в воздухе на определенном расстоянии от корабля. Ракета автоматически раскрывает антенную систему и начинает излучать помехи, ослепляющие радиолокационные станции самонаведения. Особый пороховой двигатель «Nulka» позволяет ей не только зависать в воздухе, но и двигаться по заданной траектории.

Облачные помехи

Простым и действенным противоракетным средством служат дипольные отражатели. По сути они представляют из себя полоски металлизированной полимерной пленки. Маскирующий боеприпас выстреливается в воздух, взрывается на определенной высоте, создавая тем самым целое облако отражающее радиолокационные импульсы. По сути, это работает как дымовая завеса, только в диапазоне радиоволн.

Военно-морские силы НАТО используют простую и эффективную конструкцию минометного типа — пусковую установку Mk36. С её помощью запускаются постановщики дипольных отражателей SRBOC (Super Rapid Blooming Offboard Chaff).

Для защиты корабля от ракет с тепловыми ГСН используются дымовые завесы. При помощи специальных установок корабль отстреливает в воздух десятки дымовых гранат. Обычно они снаряжаются белым фосфором, который во время горения создает густое облако дыма и множественные тепловые засветки ослепляющие ГСН ракеты. Так же, в дымообразующие составы подмешиваются специальные вещества хорошо поглощающие ИК излучение определенных диапазонов. Визуально, такой дым можно отличить по цвету, обычно он бывают либо черного либо коричневого цвета.

Как быть с торпедами?

Торпеды появились более 150 лет назад, и до сих пор защита от них является сложной и актуальной задачей.

Чтобы защититься от торпеды, необходимо выполнить два условия:

  • обнаружить атаку и определить направление угрозы;
  • уничтожить торпеду или увести её в сторону от корабля.

Торпеда, как и любая другая подводная движущаяся цель, создает шум и имеет свой уникальный акустический след. На этом и строятся системы обнаружения торпедных атак. Специальные гидрофоны прослушивают подводный эфир в поисках специфических шумов, а сонары прощупывают толщу воды вокруг корабля, чтобы найти торпеду по отраженному эхо-сигналу.

Большинство систем наведения торпед тоже строятся на принципах гидроакустики: они распознают корабль по его характерному шуму и направляют торпеду на источник. Когда торпеда обнаружена, информационно-управляющая система корабля вычисляет необходимое направление пуска боеприпаса-приманки. Оказавшись в воде, боеприпас генерирует множество разнообразных мощных шумов, создавая ложные цели, и уводя тем самым торпеду от корабля. Но корабли используют не только пассивную защиту, в сторону атакующей торпеды запускаются противоторпеды нейтрализующие угрозу.

Некоторые противоторпедные системы представляют собой не отдельный боеприпас, а специальные буксируемые системы. Например, ВМС США используют торпедную ловушку AN / SLQ-25 Nixie. Она состоит из бортового генератора сигналов и подводного излучателя, буксируемого на тросе. Ловушка переизлучает собственный шум корабля с большей мощностью ,чтобы обмануть систему наведения торпеды.

Что будет дальше?

В свете развития беспилотных систем вполне ожидаемо использование необитаемых подводных, надводных и воздушных аппаратов для защиты отдельных кораблей и соединений. Представьте себе авианосец, вокруг которого круглосуточно курсируют несколько беспилотных катеров и подводных дронов с генераторами шумов на борту. Теоретически, они могут создать под водой целое акустическое поле, непроницаемое для систем наведения противника.

Беспилотный катер или вертолет могут использоваться и для противоракетной обороны. В этом случае на них должна быть размещена система РЭБ, как на ракетах «Nulka», обманывающая радиолокационные системы наведения. В отличие от ракеты-приманки дроны обладают явным преимуществом: они многоразовые и могут использоваться постоянно.

Источники:

https://flot.com/

https://zen.yandex.ru/id/614639fb7a3eab3b2838bfe2

https://topwar.ru/

2+

от admin