10+

В августе 1990 года армия Ирака провела классический блицкриг против соседнего Кувейта. Всего за двое суток кувейтская арми, сравнительно неплохо вооруженная на нефтедоллары шейхов, перестала существовать, не оказав по сути никакого сопротивления . К исходу второго дня эмир Кувейта Джабер Третий Аль-Ахмад бежал в Саудовскую Аравию .

Тогда ещё совсем новые танки Т-72 элитных танковых дивизий Саддама Хусейна вошли в столицу Эмирата Эль-Кувейт. Но одно дело победить в войне против слабого соперника, и совсем другое, суметь воспользоваться плодами победы. Для Саддама лёгкая победа над Кувейтом оказалась пирровой. Его не поняли даже ближайшие партнёры, к антииракской коалиции, к примеру, примкнули недавние прямые военные союзники — Сирия и Египет. Советский Союз и Китай почти сразу присоединились в общему эмбарго.

Через полгода началась первая «Буря в пустыне» и саддамовской армии пришлось бросать всё завоеванное и срочно покинуть территорию Кувейта. В отместку, эксцентричный иракский владыка приказал поджечь все кувейтские нефтяные скважины, общим числом более семисот(!). Девяносто миллиардов баррелей нефти пылали более семи месяцев и по прогнозам экологов, пожары могли продолжаться ещё полвека. Ежедневно сгорало до 800000 тонн ценного сырья. Над разоренным Кувейтом поднялся шлейф чёрного дыма, длиной более 1200 километров.

Пожарные команды арабских стран и межнациональных сил сбивались с ног. Уже потушенные скважины опять вспыхивали, множа на ноль все их предыдущие усилия. Чтобы остановить подобную стихию, требовалось нечто совершенно неординарное. И тогда на помощь отступающим перед огнём людям пришёл «Большой ветер»…

Этот невероятный противопожарный агрегат был создан в Венгрии, но целиком состоял из советских деталей и блоков. Инженеры из фирмы MB Drilling честно признавались, что идею они тоже позаимствовали у «советских товарищей», которые использовали двигатели МиГ-15 на базе грузовиков, для очистки взлётно-посадочных полос военных аэродромов от снега. Этот удивительный гибрид состоял из корпуса и шасси старого советского танка Т-34 и двигателей истребителя МиГ-21. Два изделия советского ВПК превратились в уникальную пожарную машину, обрушивавшую на горящую скважину поток распылённой воды с невероятной скоростью в 1230 километров в час. Первое же применение «Big Wind» на крупнейшей скважине в районе месторождения «Большой Бурган» дало удивительный результат. Пожар, который заново вспыхивал уже четыре раза, под напором мощных водяных струй, ускоряемых двигателями от «Двадцать первого», затих и больше не возобновлялся. То, что пожарным не удавалось сделать более пяти месяцев, «Большому ветру» удалось сделать за несколько секунд.

В ноябре 1991-го был потушен последний кувейтский пожар. К тому времени никто уже не вспоминал о мрачных прогнозах начала года, когда многие пророчили разыгравшейся огненной стихии судьбу «вечной» экологической катастрофы. А легендарный танк Т-34, снабженный двигателем от столь же знаменитого МиГ-21, прибавил к своему гигантскому послужному списку ещё один удивительный факт.

P.S. К сказанному можно добавить, что  опыт не прошел для венгерских инженеров даром, и сразу после кувейтской командировки шасси Т-34 заменили на платформу тягача ВТ-55А. Переоборудование провели на Дунайском авиационном заводе, после чего передали машину в пользование местной нефтегазовой компании MOL.

Источники:

https://zen.yandex.ru/id/5cbc1d66621b6d00b28aefbd

https://topwar.ru/

10+

от admin