Советская атомная подлодка проекта 705 «Лира» стала «вершиной пищевой цепочки» в подводном мире. Как акула. Благодаря революционным техническим решениям субмарина могла догнать и поразить любую цель, ее же не мог поразить никто. Создание Alfa (имя АПЛ по классификации НАТО) изменило мировую тактику подводного боя, скоростные торпеды и ракето-торпеды США появились на свет благодаря подлодке.
Единственным вооружением 705-го проекта были торпеды, шесть аппаратов в носу. Подлодка создавалась для охоты за вражескими субмаринами и дуэльных ситуаций. В авиации такие аппараты называют истребителями. Перед конструкторами поставили задачу: создать субмарину, способную уходить от средств поражения. Для этого специальным постановлением ЦК и Совмина СССР СКБ-143 (сейчас СПМБМ «Малахит») разрешалось отступать от норм и правил военного судостроения, если они докажут необходимость подобных мер. Конструкторы задачу выполнили.
Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом и компактной обтекаемой рубкой. Стремительными очертаниями «Лира» напоминает крупного морского хищника — например, косатку. Титановый корпус снижал заметность и массу подлодки, резко увеличивая скорость и маневренность. В конструкции субмарины применены революционные на тот момент решения.
Реактор был с металлическим теплоносителем. Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту. Силовая установка получилась легкой — масса реактора на 300 тонн меньше, чем у других АПЛ, — и компактной. При этом сложность конструкции «Лиры» вошла в легенды. Виртуозные сварщики «Севмаша» гнули электроды и использовали зеркала, чтобы вести шов в мешанине кабелей и трубопроводов.
Управление подлодкой максимально автоматизировали (механизировали даже камбуз), благодаря чему экипаж по сравнению с обычными АПЛ сократился втрое. Отсутствовали вахтенные в отсеках — контроль всех систем параметров осуществлялся из центрального поста. А боевая смена состояла из восьми человек. На «Лире» впервые появилась спасательная капсула -при аварии экипаж переходил во всплывающую рубку. За 20 лет эксплуатации субмарин этого типа на них не погибло ни одного человека.
«У нас были высокопрофессиональные экипажи: 24 офицера, шесть мичманов и матрос-кок. А когда у пульта акустиков сидит не матрос-первогодок, а прошедший огонь, воду и медные трубы капитан третьего ранга — он обнаруживает такие цели, которые не засечет никакая электроника», — рассказал Алексей Потехин, восемь лет командовавший одной из «Лир».
Хорошую рекламу подлодке сделал американский беллетрист Том Клэнси. В его романах Alfa описывалась как злой гений американских подводников, неуязвимый и смертельно опасный. Способная уйти от вражеской торпеды и догнать любой корабль «Лира» заслужила такую репутацию. Под водой «Лира» за минуту разгонялась с места до 41 узла и на полном ходу могла за 42 секунды развернуться на 180 градусов.
Любимым развлечением советских летчиков Дальней авиации было «пугать» американские авианосцы. Выследив ордер где-нибудь в Атлантике, Ту-95 на бреющем подкрадывался и с ревом проходил над летной палубой. Авиаторы фотографировали технику потенциального противника и показывали в иллюминаторы «дружеские» жесты.
Подводным аналогом забавы (и боевой задачей заодно) было преследование американских субмарин. У побережья США «Лира» приклеивалась к вышедшему на боевое дежурство ракетоносцу и неделями преследовала его, не давая выйти в район назначения.
Специально для «Лиры» создали пневматические торпедные аппараты, позволявшие стрелять с любой глубины, и ставшие впоследствии знаменитыми ракето-торпеды «Шквал». Рассматривался вариант оснащения АПЛ баллистическими ракетами, но он требовал серьезных изменений конструкции субмарины и от стратегической версии отказались. «Лира» осталась подводным истребителем, титановой акулой.
ТТХ:
Водоизмещение, т:
надводное 2300, 2280 (1*)
подводное 3180 (3610??)
Длина наибольшая, м 81,4, 79,6 (1*)
Ширина корпуса наибольшая, м 10,0 (по стабилизаторам 13,5)
Осадка средняя, м 7,6 (9,6??)
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м:
рабочая 320 (350?)
предельная 400 (420?) (2*)
Автономность, сут 50
Экипаж, чел 32
Энергетическая установка:
Главные механизмы:
тип АЭУ
ППУ:
марка ОК-550, БМ-40А (1*)
количество х тип ЯР 1 х РЖМТ
тепловая мощность ЯР, МВт 155
ПТУ:
тип блочная
марка ОК-7К
количество х мощность ГТЗА, л. с 1 х 40 000
количество х мощность АТГ, кВт 2 х 1500
количество х тип движителей 1 х ВФШ
Резервные источники энергии:
количество х мощность ДГ, кВт 1 х 500
Аккумуляторная установка:
тип АБ серебряно-цинковая
кол-во групп АБ х элементов в группе 1 х 112
кол-во х мощность вспом. ЭД, кВт 2 х 100
кол-во х тип вспом. движителей 2 х ВФТ
Скорость хода наибольшая, уз:
надводная 14,0
подводная 41,0 (3*)
Вооружение:
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм 6 х 533
боезапас (тип) торпед и мин 20 (торпеды САЭТ-60 и СЭТ-65 или
24 (36?) мины ПМР-1 и ПМР-2) (4*)
ПУТС «Сарган»
Радиоэлектронное:
БИУС «Аккорд» (МВУ-III)
НК «Сож»
КСС «Молния»
ГАК «Енисей» (МГК-1001)
РЛК «Чибис»
ТК ТВ-1
1* На пр. 705К.
2* В I томе «Истории Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения ,,Малахит»» (СПб.: «Гангут», 2002) указано, что на стадии эскизного проекта предусматривалась глубина 400 м, а «глубина погружения лодки могла достичь … 500 м».
3* Реально не превышала 39 уз.
4* Возможны варианты.
Автор: Антон Валагин
Источники:
В.П. Кузин, В.И. Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
В.Е. Ильин, А.И. Колесников «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, 2002г.
С.С. Бережной «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», МИА, №7, 2001г.
Ю.В. Апальков «Подводные лодки», т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
http://www.deepstorm.ru/