6+

Советская атомная подлодка проекта 705 «Лира» стала «вершиной пищевой цепочки» в подводном мире. Как акула. Благодаря революционным техническим решениям субмарина могла догнать и поразить любую цель, ее же не мог поразить никто. Создание Alfa (имя АПЛ по классификации НАТО) изменило мировую тактику подводного боя, скоростные торпеды и ракето-торпеды США появились на свет благодаря подлодке.

Единственным вооружением 705-го проекта были торпеды, шесть аппаратов в носу. Подлодка создавалась для охоты за вражескими субмаринами и дуэльных ситуаций. В авиации такие аппараты называют истребителями. Перед конструкторами поставили задачу: создать субмарину, способную уходить от средств поражения. Для этого специальным постановлением ЦК и Совмина СССР СКБ-143 (сейчас СПМБМ «Малахит») разрешалось отступать от норм и правил военного судостроения, если они докажут необходимость подобных мер. Конструкторы задачу выполнили.

Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом и компактной обтекаемой рубкой. Стремительными очертаниями «Лира» напоминает крупного морского хищника — например, косатку. Титановый корпус снижал заметность и массу подлодки, резко увеличивая скорость и маневренность. В конструкции субмарины применены революционные на тот момент решения.

Реактор был с металлическим теплоносителем. Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту. Силовая установка получилась легкой — масса реактора на 300 тонн меньше, чем у других АПЛ, — и компактной. При этом сложность конструкции «Лиры» вошла в легенды. Виртуозные сварщики «Севмаша» гнули электроды и использовали зеркала, чтобы вести шов в мешанине кабелей и трубопроводов.

Управление подлодкой максимально автоматизировали (механизировали даже камбуз), благодаря чему экипаж по сравнению с обычными АПЛ сократился втрое. Отсутствовали вахтенные в отсеках — контроль всех систем параметров осуществлялся из центрального поста. А боевая смена состояла из восьми человек. На «Лире» впервые появилась спасательная капсула -при аварии экипаж переходил во всплывающую рубку. За 20 лет эксплуатации субмарин этого типа на них не погибло ни одного человека.

«У нас были высокопрофессиональные экипажи: 24 офицера, шесть мичманов и матрос-кок. А когда у пульта акустиков сидит не матрос-первогодок, а прошедший огонь, воду и медные трубы капитан третьего ранга — он обнаруживает такие цели, которые не засечет никакая электроника», — рассказал Алексей Потехин, восемь лет командовавший одной из «Лир».

Хорошую рекламу подлодке сделал американский беллетрист Том Клэнси. В его романах Alfa описывалась как злой гений американских подводников, неуязвимый и смертельно опасный. Способная уйти от вражеской торпеды и догнать любой корабль «Лира» заслужила такую репутацию. Под водой «Лира» за минуту разгонялась с места до 41 узла и на полном ходу могла за 42 секунды развернуться на 180 градусов.

Любимым развлечением советских летчиков Дальней авиации было «пугать» американские авианосцы. Выследив ордер где-нибудь в Атлантике, Ту-95 на бреющем подкрадывался и с ревом проходил над летной палубой. Авиаторы фотографировали технику потенциального противника и показывали в иллюминаторы «дружеские» жесты.

Подводным аналогом забавы (и боевой задачей заодно) было преследование американских субмарин. У побережья США «Лира» приклеивалась к вышедшему на боевое дежурство ракетоносцу и неделями преследовала его, не давая выйти в район назначения.

Специально для «Лиры» создали пневматические торпедные аппараты, позволявшие стрелять с любой глубины, и ставшие впоследствии знаменитыми ракето-торпеды «Шквал». Рассматривался вариант оснащения АПЛ баллистическими ракетами, но он требовал серьезных изменений конструкции субмарины и от стратегической версии отказались. «Лира» осталась подводным истребителем, титановой акулой.

ТТХ:

Водоизмещение, т:

надводное                                           2300, 2280 (1*)

подводное                                           3180 (3610??)

Длина наибольшая, м                                      81,4, 79,6 (1*)

Ширина корпуса наибольшая, м                      10,0 (по стабилизаторам 13,5)

Осадка средняя, м                                          7,6 (9,6??)

Архитектурно-конструктивный тип                    двухкорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая                                               320 (350?)

предельная                                         400 (420?) (2*)

Автономность, сут                                           50

Экипаж, чел                                                    32

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

тип                                                      АЭУ

ППУ:

марка                                                  ОК-550, БМ-40А (1*)

количество х тип ЯР                            1 х РЖМТ

тепловая мощность ЯР, МВт               155

ПТУ:

тип                                                      блочная

марка                                                  ОК-7К

количество х мощность ГТЗА, л. с       1 х 40 000

количество х мощность АТГ, кВт         2 х 1500

количество х тип движителей               1 х ВФШ

Резервные источники энергии:

количество х мощность ДГ, кВт           1 х 500

Аккумуляторная установка:

тип АБ                                                 серебряно-цинковая

кол-во групп АБ х элементов в группе 1 х 112

кол-во х мощность вспом. ЭД, кВт       2 х 100

кол-во х тип вспом. движителей           2 х ВФТ

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная                                           14,0

подводная                                           41,0 (3*)

Вооружение:

Торпедное:

количество х калибр ТА, мм                 6 х 533

боезапас (тип) торпед и мин                 20 (торпеды САЭТ-60 и СЭТ-65 или

24 (36?) мины ПМР-1 и ПМР-2) (4*)

ПУТС                                                   «Сарган»

Радиоэлектронное:

БИУС                                                  «Аккорд» (МВУ-III)

НК                                                       «Сож»

КСС                                                    «Молния»

ГАК                                                     «Енисей» (МГК-1001)

РЛК                                                    «Чибис»

ТК                                                       ТВ-1

1* На пр. 705К.

2* В I томе «Истории Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения ,,Малахит»» (СПб.: «Гангут», 2002) указано, что на стадии эскизного проекта предусматривалась глубина 400 м, а «глубина погружения лодки могла достичь … 500 м».

3* Реально не превышала 39 уз.

4* Возможны варианты.

Автор: Антон Валагин

Источники:

В.П. Кузин, В.И. Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.

В.Е. Ильин, А.И. Колесников «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, 2002г.

С.С. Бережной «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», МИА, №7, 2001г.

Ю.В. Апальков «Подводные лодки», т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.

http://www.deepstorm.ru/

6+

от admin