10+

В феврале 1967 года на московском заводе КБ Микояна в Луховицах были собраны четыре новеньких самолета МиГ-21ПФМ. На тот момент это были секретные машины за которыми охотилась иностранная разведка. Самолеты должны были базироваться в Восточной Германии, поэтому их нужно было перегнать на аэродром в Коттбусе, что находится южнее Бранденбурга.

Выполнять это ответственное задание поручили летчикам 16-й гвардейской истребительной авиадивизии. Командовал «четверкой» капитан Федор Зиновьев. В принципе все должно было пройти без эксцессов. Самолеты благополучно долетели до Минска, дозаправились и вылетели в Коттбус.

Единственная сложность — Зиновьев до этого перегонял самолеты на аэродром Темплин под Бранденбургом, а тут новое место. И так случилось, что командир звена ошибся курсом и оказался под Берлином. Причем в зоне находящейся под контролем НАТО. Стоит сказать, что проблемы с навигацией у советских/российских летчиков сохранились и до наших дней.

Российские летчики(штурманы) до сих пор пользуются для расчетов маршрута логарифмическими линейками, естественно, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Понятное дело, что в 60-е годы GPS навигаторов с «AliExpress», которыми так же пользуются «современные» российские летчики,  не было, поэтому залететь не туда было проще простого. Что собственно и произошло с Зиновьевым. Не понимая своей ошибки он запросил разрешение на посадку у диспетчера.

Диспетчерская молчала. На всякий случай Зиновьев распустил звено, а сам решил приземлиться. По его мнению у диспетчера могла просто отказать рация. Сел он благополучно. Правда осмотревшись по сторонам понял, что вокруг него стоят не очень знакомые самолеты с опознавательными знаками НАТО.

Самое интересное, что остальные самолеты его звена самостоятельно и благополучно добрались до аэродрома в Коттбусе. Зиновьев же оказался в очень невыгодной ситуации. Молчавший диспетчер вовсе не уснул. НАТОвцы ждали, что пилот совершит эту роковую ошибку и новейший секретный самолет окажется у них в руках.

Ловушка благополучно захлопнулась. По крайней мере так думали американцы и западные немцы. Они перекрыли взлетную полосу пожарными машинами. И все бы у них получилось, но они не знали, что у них в руках чуть не оказался истребитель модификации МиГ-21ПФМ, который специально был разработан для того, что бы совершать полеты с коротких ВПП. Для этого у него имелась система сдува пограничного слоя (СПС) с закрылков и стартовые пороховые ускорители СПРД-99. Естественно, что на самолете Зиновьева стартовых ускорителей не было, но этого и не понадобилось…

Летчик развернул самолет и включив форсаж сумел на короткой дистанции разогнаться и взлететь . Можно сказать, что НАТОвцы, которые уже решили «никуда он не денется», упустили его прямо из под носа. На этот раз Зиновьев благополучно добрался до нужного аэродрома и сразу был вызван к начальству.

Серьезных наказаний для него не последовало. К тому же ситуация разрешилась благополучно. Да и сам летчик был на хорошем счету. За три года до этого казуса он сбил американский самолет-разведчик. В общем решили ограничиться устным выговором. Разве что командир дивизии сказал, — «Что сел в Тегеле — дурак, а что удрал — молодец».

Источники:

https://www.cavok.com.br/

http://www.airwar.ru/

https://zen.yandex.ru/id/5b2103d769715500aa7afd5e

10+

от admin